13 сентября состоялось очередное заседание семинара. С докладом “Преодоление онтологической недостаточности: путь религии” выступила кандидат философских наук Е.В. Захарова (Новгородский государственный университет).

 

 

Во вступительном слове С.С. Хоружий отметил, что тематика доклада представляет собой, с одной стороны, вполне самостоятельная философская разработка, а с другой — непосредственно связана с синергийной антропологией. Эта разработка является результатом чистого импульса Философского удивления”.  Мы согласимся, что человеку всегда чего-то недостает, но, как правило, мы об этом не задумываемся.  Елена Владимировна же сделала это предметом своего философского “удивления”. Результаты этого были плодотворны. Елена Владимировна уже  два года назад выпустила очень хорошую философскую книгу (см. на нашем сайте в разделе “Библиотека”: Захарова Е.В. Человек на границе недостаточности. Самара, 2009). Это первый опыт того, что получилось из свежего философского взгляда на проблему недостаточности человеческого существования.

Надо сказать, что все, кто занимается проблемой существования человека, этот предикат не могли не затрагивать. В философском дискурсе речь обычно идет о конечности человеческого существования. В религиозном дискурсе этот разговор также ведеся, но недостаточность здесь так же как и в философском дискурсе занимает свое определенное, но не центральное место. В христианском религиозном дискурсе человеческое существование квалифицируется как падшее тварное бытие и недостаточность рассматривается как следствие этого тварного бытия. Оригинальность подхода Елены Владимировны состоит в том, что она поставила недостаточность в центр своего рассуждения и от нее начала выстраивать картину реальности. Из этого выросла оригинальная философская концепция, которая находится в диалоге с синергийной антропологией и, прежде всего, с концептом духовных практик. В рамках такого диалога мы и мыслим сегодняшнюю встречу.

 

Предваряя свой докла Е.В. Захарова подчеркнула, что разработка темы находится в стадии “доопределения”. Центральным моментом в этой концепции является тот факт, что состояние “нужды” не просто присуще человеческому существованию, но оно постоянно возобновляется. Многомерность этого состояния заставляет предполагать у него онтологическую основу. И это ведет нас к практическому вопросу: как быть с этим состоянием и можно ли его преодолеть?

Наиболее раннее осознание состояния неполноты человеческого бытия мы находим в религии. Религиозное понимание недостаточности имеет огромное экзистенциальное значение, не только потому что религия фиксирует это состояние, но и потому что она ставит цель избавления от него. Исцеление начинается с понимания человеком своей ущербности, зависимости. Под религией докладчик понимает особые связи человека с трансцендентной реальностью, которая придает человеческому существованию смысл и наделяет его бытием. Эта связь включает в себя доктрину, веру и духовную практику, которая есть устремленность человека к Инобытию, не сводимому к любому известному человеку опыту.

     Онтологическая недостаточность – это общее состояние “бытийной незавершенности”, недоопределенности.  Симптомы же этого состояния можно найти в любых сферах человеческого существования (биологической, психологической, экономической и др.). Интересно, что состояние недостаточности может иметь “цепную реакцию”. Иак, биологическая “недостаточность” человека по сравнению с животным миром (как ее описывает Гелен) компенсируется за счет усиленной эксплуатации природной среды, что вызывает “экологическую недостаточность” окружающей природы.

     Человек всегда имеет какие-то “нужды”, это свойство человеческой природы, его онтологическая характеристика. Биологическая и психологическая недостаточность присуща всем представителям живой природы. Ее назовем функциональной недостаточностью. Но человеку присущ и другой вид недостаточности – онтологической как недоопределенности до целого. Этот вид недостаточности проявляется в интуиции предельных возможностей человека. Примеры такого состояния недостаточности мы находим и в религии, и в литературе и в философии. Наличие онтологической недостаточности не может быть выведено из каких-либо эмпирических фактов и причин. Обоснование онтологической недостаточности можно найти только в концепциях религиозных и философских традиций, поскольку они задают особую онтологию, где небытие описывается как бытийное начало. Такие доказательства мы находим и в будизме, и в христианской апофатической традиции, и также в экзистенциальной философии.

     Далее Е.В. Захарова рассмотрела, как эти традиции связывают недостаточность с природой человека и перспективами его существования. Эти традиции по-разному отвечают на вопрос о возможности преодоления онтологической недостаточности. О невозможности преодоления этого состояния гворрится в философской традиции экзистенциализма и постструктурализма, в отличие от религиозных традиций, положительно отвечающих на этот вопрос.

     В заключение Е.В. Захарова проанализировала установку на “коррекцию онтологической недостаточности” в традиции экзистенциализма на примере работ Камю и Сатра. А также проанализировала, как происходит преодоление этого состояния в христианской религиозной традиции  (в учении Апостола Павла), используя концепцию Антропологической границы, разработанную в синергийной антропологии.

Материалы семинара:
1) Захарова Е.В. Аннотация доклада “Преодоление онтологической недостаточности: путь религии”; zakharova_annot
2) Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность человека: экзистенция и трансценденция. (Статья в Вестнике СамГУ, № 5 (79). 2010.

 

Фоторепортаж с семинара

А.А. Григорьев

 

Вопрос задает Д.Щукин

 

 Вопрос психолога

Вопрос А. Олексенко