14 января состоялось очередное заседание семинара. С докладом “ИгрАтехника как искусство играть и выигрывать” выступила доктор психологических наук Татьяна Изольдовна Гинзбург.

Во вступительном слове Сергей Сергеевич Хоружий отметил, что тема игры или “человека играющего” (Homo ludens, лат.) – охватывает обширнейший класс  антропологических практик, который представляет несомненный интерес для синергийной антропологии. Можно сказать, что игра выражает собой нечто очень значимое для человека и имеет свою особую специфику среди всех других антропологических практик.  В постмодернистской философии и вовсе игра как особый вид процессуальности была спроецирована и на внесоциальную реальность, приобретя универсальный онтологический статус. Пэтому изучение и описание игровых практик – важный сектор исследовательского поля для синергийной антропологии.

Татьяна Изольдовна Гинзбург в водном слове кратко осветила историю формирования направления “ИгрАтехника” и суть этого направления. Рефлексия игры человеком имеет древнее происхождение. Так в индуизме  “игра” (на санскрите – Лила) относится ко всей антропосфере, в отличие от “не-игры”, т.е. реальности, которая имеет отношение исключительно к самому Творцу-Абсолюту. Например, в адвайте лила привлекается для описания всей реальности как результата творческой игры Верховного Абсолюта (Брахмана).

Можно говорить о том, что люди либо пассивно и неосознанно вовлечены в игру, либо, изучив ее структуру, начинают играть активно. Осознанный подход к игре есть восходящий путь личностного развития: от пассивной задействованности и потому от “несвободы”, к творческой свободной вовлеченности в игровое пространство и сценарий. ИгрАтехника есть метод  продвижения по этому пути.

Однако одного вовлечения в игровой процесс для “личностного развития” недостаточно. Важно по ходу самого процесса производить некие “замеры” динамики, устанавливать некие точки (уровни) антропологических трансформаций. Техникой таких фиксаций, диагностирущих уровень или ступень продвижения, могут служить методы, оценочно  именуемые  “выигрышем” или “проигрышем”, в зависимости от контента игры.

Татьяна Изольдовна подчеркнула, что развиваемое ею направление – ИгрАтехника – не ставит своей целью решение прагматических и конкретных ситуативных задач (в отличие, например, от методологической игротехнической школы Г.П. Щедровицкого). Прагматизм возможен, но всегда вторичен по отношению к процессу развития  творческой свободной личности самого «игрока». В ИгрАтехнике используется широкий спектор игр, разнообразных форматов, сценариев и технического оформления, а также степеней сложности, что позволяют участникам этих встреч активно перемещаться в игровом пространстве в различных направлениях.

В ходе семинара Татьяна Изольдовна Гинзбург также продемонстрировала ряд игровых приемов и ответила на многочисленные вопросы участников семинара.

Материалы семинара

АУДИОфайл

ВИДЕОфайл

Фоторепортаж

Комментирует Андрей Стёганцев

Д.Реут

Вопросы задает Любовь Цой

На семинаре