10 апреля состоялось очередное заседание семинара. С докладом “Как обходиться без Бытия” выступил руководитель семинара С.С. Хоружий.

Сергей Сергеевич Хоружий предварил свой доклад эпиграфом из работы французского историка Поля Вена “Греки и мифология”. В процитированном отрывке Поль Вен высказывает мысль, что “…Хайдеггер навязал эпохе идею, что сущие… являют себя только в просвете…”. Критически анализируя позицию Хайдеггера, который полагал, что сущие всегда связаны с Бытием и Истиной, Поль Велен пишет: “Думается, было бы лучше немного исторической и социологической критики, чем много онтологии”. Именно эта фраза Велена, по мысли Сергея Сергеевича, является ключевой для рассмотрения Человека Онтического в докладе.

Анализируя дискурс “сокрытости”, С.С. Хоружий показывает, что в этом дискурсе у Хайдеггера появляется “отрицательный герой” — тот, кто не устанавливает своего отношения к истине в ее онтологическом, хайдеггеровском истолковании. Хайдеггер вводит для него субстантивированное причастие от глагола сокрыться (lathein), — “скрывающийся” Lathon (греч.), “замыкающийся от бытия”, не различающий бытие и сущее. Предельные формы сокрытости представлены в описаниях Хайдеггера достаточно радикально. Но даже когда в предельной форме “человек забывает о бытии”, тем не менее “бытие остается даже в едва помысленном способе существования сущего в целом”. Связь с бытием не может быть, по Хайдеггеру, упразднена всецело. Латон не может покинуть пределов Онтологической топики, ибо этими пределами исчерпывается территория Человека вообще, и никакого «Онтического Человека» не существует.

Докладчик подчеркнул, что позиция синергийной антропологии (как и в целом, современной мысли о Человеке) существенно иная: отношение Человека к бытию как отличному от сущего может быть всецело элиминировано. Синергийная антропология, рассматривая генезис Человека Онтического как “нарастание сокрытости”, как процесс ее предельной радикализации, фиксирует наличие границы, точки “фазового перехода” из Онтологической топики в Онтическую, как качественный рубеж, за которым Человек приобретает иную конституцию: Латон становится Человеком Онтическим, окончательно порвавшим свою связь с бытием.

Иными словами, синергийная антропология ставит под вопрос трактовку “пределов сокрытости” у Хайдеггера, согласно которой Латон способен длить  вялотекущее “забвение бытия”, сохраняя при этом свою конститутивную ему подчиненность. Современный же опыт показывает, что человек, не актуализирующий свое отношение к бытию, —  масштабный антропологический феномен. Человек Онтический — персонаж значительно более самостоятельный, имеющий разнообразные презентации, о чем с жестокой правдой свидетельствует исторический и социальный опыт ХХ века: мировые войны, Холокост, ГУЛАГ…

Человек радикально плюралистичен, и чтобы понять все его облики, недостаточно кратких формул Хайдеггера. Необходимо более тщательно рассмотреть возможные Онтические конституции. Но это уже — следующий шаг в развитии данной темы.

Материалы к семинару

Краткая аннотация доклада

Аудиозапись семинара. Скачать здесь