20 марта состоялось очередное заседание семинара. С докладом на тему “Интенция как переживание: о категориальном созерцании, аппрезентации и развилках в раздумывании и проработке” выступил О.И. Генисаретский.

 

Олег Игоревич Генисаретский определили жанр своего доклада как синоптический, синопсис. Синоптик — это наблюдающий, свидетель, а синопсис  жанр, с помощью которого можно “брать пробы будущего”. Иными словами, собирать свои наблюдения и на этом основании делать заключение, где ты находишься и какие шаги в дальнейшем можно делать. 

Этот жанр сопоставим с творением текста, его “деланием” в устной речи, поскольку только в речи начинаешь чувствовать свое участие в “деле мысли”. Но верно и обратное: участие в деле мысли возможно, если удается в рефлексии удержать рисунок мысли, удержать чувство нахождения в данном состоянии сознания и в данном тематическом поле. Здесь требуется определенная психопрактика сознания, рефлектирующая этот рисунок мысли. Но не только. Допуская, что состояние сознания может быть динамичным, текучим, необходима особая психопрактика и работы с состояниями сознания на другом уровне рефлексии.

В так понимаемом “деле мысле” важным моментом является готовность сознания улавливать “мотивационные, энергийные импульсы мысли”, которые Олег Игоревич назвал “помыслами мысли”. Он также кратко охарактеризовал эти “помыслы-мотивы”, которые могут быть различными: мотивы-напоры, мотивы-притяжения, мотивы-волны и другие. Из них он выделил особый класс помыслов: мотивы-толчки или события. В делании текста или “деле мысли” важно следить, схватывать и удерживать, не забывать именно эти мотивы-события, которые нельзя откладывать, а необходимо “претворять” здесь и сейчас, поскольку они и составляют суть эвристики мысли. Так, по мысли докладчика, может быть рассмотрено мышление, осуществляющееся, по крайней мере, на двух уровнях: уровне движения мысли и уровне управления ею, которое реализуется за счет спонтанных помыслов мысли, в мотивационных событиях.

Также докладчик рассмотрел понятие интенции, которая в русскоязычном варианте интерпретируется как направленность. Он указал на то, что направленность в истории мысли созначалась с перспективностью. Исследование прямой и обратной перспективы в художественном творчестве, и прежде всего в иконописи, позволило поставить вопрос о возможности взаимообратимости перспективы, применительно к иным, отличным от изобразительного творчества, контекстам. В мифопоэтике была обнаружена взаимообратимость перспектив “вертикали” (мир, что вверху, то и внизу), созначность пространства и времени позволила говорить об обратимости времни и т.д. Обратимость перспектив является универсальным принципом развития мысли и деятельности, и, возможно, нам предстоит еще встретиться с другими типами обратимости, которые пока еще не открыты.

Подобная взаимообратимость, очевидно, опирается на способность различения, которая первична для осознания и мышления. Это обстоятельство позволило докладчику прийти к заключению, что обратимость есть основа трансформации, диверсификации (то есть расщепления и сцепки, а также реплицирования) различных форм и форматов мышления.

Далее Олег Игоревич рассмотрел вопрос о простых и сложных переживаниях. Он обратил внимание присутствующих, что в немецкой классической философии были разработаны две априорные формы чувственного опыта, в частности, Кант называет в качестве таковых категории пространства и времени. Однако, по мысли докладчика, собственно, подобное ограничение ничем не обосновано. Можно говорить и об иных априорных формах. Еще раньше О.И. Генисаретским было разработано понятие аксиоматических состояний сознания. Эти состояния “прозрачны”, как правило мы их не замечаем (хотя они и могут быть замечены в специальных процедурах), но они “настраивают” наше умозрение, а главное мы их проживаем как самоценные. Аксиоматические состояния – это переживания, которые могут быть типологически описаны. Сложные состояния предполагают определенный процесс их сцепки или расщепления и т.п. действий в “деле мысли”.

В заключении Олег Игоревич остановился на описании синестейзиса, как процесса, лежащего в основе сложных переживаний. Примером таких описаний могут быть различные концепции эстетических переживаний при восприятии искусства, в частности.

Аудиозапись семинара. Скачать здесь

Фото с семинара

 

(слева направо) Л. Лосева, С.Г. Колесниченко

Вопрос задает А. Олексенко

Незаданные вопросы

Руководители семинара