3 октября состоялось очередное заседание семинара. С докладом на тему “Право и событие: введение в онтологию права” выступил кандидат юридических наук, член Харьковской областной коллегии адвокатов А.В. Стовба (Харьков).

Семинар вел Анатолий Валерьянович Ахутин. Представляя докладчика, он отметил, что основная проблема, которую ставит докладчик, это соотношение права, понимаемого как “закон”, и права, понимаемого как “справедливость”. Рассматривая эту проблему, докладчик обращается к фундаментальным вопросам онтологии права и ищет ответ на свой вопрос в философии Хайдеггера.

Алексей Вячеславович Стовба охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в современном правоведении, как “методологический кризис”. Накопилось огромное количество определений права, однако они ничего не дают: ни для теории права, ни для практики. В то же самое время в отдельных отраслевых ветвях правоведения наблюдается успешное введение новых правовых формул и конструкций, которые оказываются эффективными и применяются на практике. При этом все эти конструкции лежат вне каких-либо общих концепций права, и не опираются ни какие классические определения.

Эту парадоксальная ситуация, как считает докладчик, сложилась вследствие того, что правоведы хотят оставаться в рамках своей конкретной науки и избегают обсуждать собственно философские вопросы права. Между тем только обратившись к фундаментальным вопросам об онтологических основаниях права, можно выработать новые средства, позволяющие осмыслить и модернизировать современную юридическую практику.
Докладчик напомнил изречение Хайдеггера, которое проясняет отношение между наукой и философией. Хайдеггер писал: “Наука не мыслит. Она не мыслит, ибо способ ее действия и средства никогда не дают ей мыслить так, как мыслит мыслитель. То, что наука не может мыслить, — это не ее недостаток, но преимущество. Лишь одно это дает ей возможность исследовательски войти в теперешнюю предметную сферу и поселиться в ней”.  Однако как подчеркнул докладчик, необходимо выйти из предметной сферы тогда, когда науке требуется заново отстроить свои мыслительные средства и способы рассуждения.

В настоящее время сложилось два методологических подхода к определению понятия права, которые условно можно назвать “статический” и “динамический”. Первый пытается определить право, исходя из представления о нем как некоей предметной сущности. Второй же подход опирается на представление о том, что в основе лежит событие, которое выявляет и конституирует правовые отношения. И это событие носит парадигматический характер.

В основе этого нового подхода лежит мысль Хайдеггера о том, что право “укоренено в бытии”. Докладчик привел отрывок из “Письма о гуманизме” Хадеггера, в котором говорится о том, что только бытие способно наделять нас своими “наказами”, становящимися законами и правилами. Иначе, как пишет Хайдеггер, закон остается лишь поделкой человеческого разума”. Докладчик обратил внимание аудитории, что в этом отрывке Хайдеггер говорит об укоренности права в событии, во встрече человека и бытия. В этом смысле право укоренено в событии, обладающим, с одной стороны, экзистенциальными, а с другой — онтологическими предпосылками. Эта ситуация характеризуется двойной “разомкнутостью”: трансцендентной (идущей со стороны “самости”) и горизонтной (идущей со стороны бытия). В этой ситуации, собственно, и возникает право. Далее необходимо локализовать право в онтологическом устройстве человека, с одной строны, а с другой — разобраться как укоренено право в бытии в целом. Это основной исходный момент анализа.

По мысли докладчика онтологическое устройство человека, его разомкнутость доступны ему не в силу познания, а в силу его бытия-в-мире. Мы всегда встречаем Другого как кого-то, и поэтому этй ситуацию можно дополнить экзистенциалом “бытия-как”. Далее докладчик обратился к труду Хайдеггера “Бытие и время”, к тому отрывку, где Хайдеггер анализирует феномен вины. Вина возникает в ситуации, когда я нарушаю экзистенциал Другого (“когда он сбит с пути или даже сломлен”). И эта провинность перед другими возможна и без нарушения закона. Таким образом правонарушение, как подчеркнул докладчик, фактически состоит в ущербе, причиненном экзистенции Другого. Право на экзистенциальном уровне выявляется как нарушение “приказа”, обращенного к экзистирующему бытию с другими. Событие, встреча с другими задает модус этого экзистирования, который и выявляется как “приказ” (“казание себя при встрече”). При таком подходе классическое право (право долженствования) превращается в “право естества” (естественное право) как возможности сосуществования с другими. Когда мы не даем возможности осуществиться этой “размкнутости Другого”, его модусу бытия, то мы и совершаем правонарушение. Нарушение “разомкнутости” и есть фундамент всякого правонарушения, подлинный объект правоприменения.

Дискуссия после доклада развернулась вокруг вопроса отличия закона от права. А.В. Ахутин отметил, что докладчик дал очень яркий пример своей концепции – реальное судопроизводство. В этой ситуации есть судья, прокурор, адвокат, где каждый интерпретирует формальный закон особым образом. Но кроме того, есть присяжные, которые воплощают буквально это отличие закона от права. Присяжные – не юристы, они не сведущи в формальном законодательстве, они взяты “из жизни”, и они погружают услышанное “в жизнь”. Тут нет никакого алгоритма, чтобы “вычислить” результат. Присяжные решают это, ориентируясь на свои жизненные привычки, установки и т.п. вещи. Здесь и существует странная область между жестким формальным законом и жизнью, где и возникают эти правовые отношения. И Хайдеггер, как отметил А.В.Ахутин, говорит здесь об “обыденной понятливости”. Если же ее “вскрыть”, то за ней стоит фундаментальное и единственное право “быть собой”. И это уникальное и личное бытие, но оно парадоксальным образом и все бытие в целом. И Другой – это такое же личное уникальное бытие, но и бытие в целом.

Материалы семинара

1. Стовба А.В. “Право и событие: введение в онтологию права” (Аннотация доклада);
2. Стовба А.В. “Право и событие: экзистенциально-онтологический анализ” (Текст доклада);
3. Стовба А.В. Феномен права как фундаментально-онтологическая основа правосудия (статья, Проблеми філософії права. – 2008-2009. – Том VІ-VІІ)

Скачать для прослушивания аудиозапись семинара можно здесь.

Фоторепортаж

А.В. Ахутин

А.В. Стовба

(слева направо) В. Марача и Д.Щукин

(слева направо) О.В. Асташенков, В.Потапов

В.И. Павлов (Минск)

Во время доклада