В журнале “Этнометодология” (2023 г., вып. 26) опубликована статья из архива Олега Игоревича Генисаретского “Психотехническая рациональность и психологическая культура”.

 

………..

Журнал “Этнометодология: проблемы, подходы, концепции” существует с 1994 года. Первоначально журнал выпускался усилиями сотрудников Центра этносоциальных исследований (а позже — сектора теоретических и методологических проблем) Института культурного и природного наследия. Редакционной группой руководил Лев Петрович Щедровицкий. После ликвидации сектора инициативная группа продолжила выпуск журнала.

Журнал посвящен методологическому осмыслению научного инструментария и подходов к исследованию культурного и природного наследия, этнической реальности, а также сравнительному сопоставлению системно-структурного и антропологического взгляда на деятельность.

Тексты О.И. Генисаретского, одного из соучредителей (наряду с С.С.Хоружим) Института синергийной антропологии,  неоднократно публиковались в журнале, представляя линию размышлений, которую можно охарактеризовать как “антропологическое оспособление методологии”. (См., например, текст “Антропология как практико-методологическая дисциплина”, Этнометодология, 2005, вып.11.)

“Антропологический поворот” в методологии тесно связан с типологическим методом размышления, которым Олег Игоревич виртуозно владел  и “держателем” которого он значился в Московском методологическом кружке (ММК) Г.П. Щедровицкого. Человек в методологии — это один из постоянных предметов дискуссий О.И. Генисаретского с Г.П. Щедровицким.

Антропологический поворот по сути означает отказ от абстракции человека, принятой в системно-структурной теории деятельности, как носителя рационального мышления, рациональной организации деятельности, и обращение к реальному человеку в полноте его личностных и ценностно-смысловых характеристик.

При этом нужно иметь в виду, что в системно-структурном подходе “реальность” человека в деятельности понималась как его психологические и психофизиологические характеристики, являющиеся субстратом деятельности, который мог стать источником случайных ошибок или отклонений от нормативного исполнения. Поскольку “случайность” не воспроизводилась, то и не подлежала концептуализации. Отсюда вытекает и принятый в ММК запрет на “психологизацию деятельности”.

Иной “поворот” к реальному человеку намечен у О.И. Генисаретского. Реальный человек, обладая личностными чертами, наделяет деятельность смыслом, задает ее ценностное измерение, что принципиально меняет и саму деятельность, ее качественные характеристики. Концептуализация этого феномена и представлена в публикуемой статье О.И. Генисаретского.

Автор проводит сравнение содержаний понятия «психотехника» в традиционной и современной технической культуре. Различие в понимании психотехники автор связывает с разным типом рациональности, обслуживающей деятельность. Если в первом случае психотехника отвечает за ценностное оправдание деятельности, за связь деятельности со «сверхценностью» (ценностная рациональность), то во втором — психотехника провозглашается инструментом, обеспечивающим более эффективное (быстрое, дешевое) достижение цели (целевая рациональность). Ценностное оскудение деятельности происходит вследствие разрушения культурных механизмов ее трансляции. Однако, как полагает автор, ценностно-смысловой аспект современной деятельности не исчезает — он оказывается «сокрытым своей очевидностью», тем самым понижая уровень ее (деятельности) рефлексивной проработки. Гипотеза автора состоит в том, что можно найти такой репертуар состояний «человека в…», на котором может реализовываться не только целевой, но и любой тип рациональности. Вторая часть статьи посвящена рассмотрению понятия «состояние» как необходимого компонента в процессе осуществления деятельности человеком. Опираясь на представления об антропологии деятельности в текстах Ареопагитик и сочинениях аль-Газали, автор вводит понятия «текущего» и «постоянного» состояния и типы их реализации в деятельности. Автор показывает, что состояние является неустранимым критерием качества деятельности. В статье также дается описание культурных механизмов «трансляции состояний».

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте “Тетрагон“, открыв или скачав 26-й выпуск “Этнометодологии”.