24 сентября в Китае состоялась Всекитайская научная конференция “С.С.Хоружий и русская философия”, организованная Всекитайской ассоциацией исследователей русской философии в Китае и Центром изучения Дальнего Востока при Хэбэйском педагогическом университете.……..

……………

На конференция “С.С. Хоружий и русская философия”  обсуждали тему “Синергийная антропология Сергея Хоружего”, ее истоки и место в современной  философской мысли. Конференция проходила в режиме онлайн.

В конференции приняли участие гостья из Лондона — дочь Сергея Сергеевича Хоружего  — Софья Сергеевна, и гость из Москвы — профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова доктор философских наук Александр Николаевич Чумаков.

Конференция собрала более 80 ученых и аспирантов из Пекинского университета, Пекинского педагогического университета, Китайской академии социальных наук, Университета Фудана, Технологического университета Шэньчжэнь, Технологического института Харбина, Хэбэйского педагогического университета.

К участникам конференции обратилась Софья Сергеевна Хоружая. Она поблагодарила профессора Чжан Байчуня и организаторов конференции. В своем обращении она сказала: “Уже два года, как с нами нет моего отца, Сергея Сергеевича Хоружего. Он всегда с исключительной энергией работал, писал статьи и книги, разрабатывал новый философский подход — синергийную антропологию, открывал новые горизонты… Для папы работа с Китаем была чрезвычайна важна и интересна. Он всегда с увлечением рассказывал мне о поездках, показывал фото, делился идеями. То, что вы продолжаете заниматься его трудами, невероятно ценно, я очень тронута!”

……..

Александр Николаевич Чумаков в приветственной речи сказал, что С.С.Хоружий — выдающий современный русский философ. Он  сделал очень много не только для развития русской философии, но и для углубления русско-китайских отношений в области философии и гуманитарного сотрудничества. Профессор А.Н. Чумаков отметил, что 100 лет тому назад из России были высланы философы, ученые, литераторы. 20 сентября 1922 г. из Петрограда в немецкий Штеттин вышел пароход, на борту которого были известные философы: Н.А. Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин, С.Е.Трубецкой и др. Были и еще пароходы, на которых, в частности, отправились в изгнание Н.О. Лосский и Л.П. Карсавин. Это событие, получившее название “Философский пароход”, повлияло не только на развитие русской философской мысли, но и на судьбу России в целом и ее культурное развитие. Термин «философский пароход» придумал именно С.С.Хоружий. Так он назвал свою статью 1990 г., опубликованную в двух номерах “Литературной газеты”.  Одной этой фразой, по словам А.Н. Чумакова, он обессмертил свое имя.

Профессор Чжан Байчунь является его выдающимся учеником. Он перевел многие работы С.С.Хоружего на китайский язык, благодаря чему идеи и мысли Сергея Сергеевича стали доступны для ученых и философов Китая, для преподавателей и студентов китайских университетов.

С.С. Хоружий соединил русскую религиозную философскую мысль с современностью. Он многое предвидел и думал, как противостоять негативным изменениям, происходящим в современном мире. Как быть свободным, толерантным, и при этом сохранять духовные традиции, свою культуру, развивать межцивилизационный диалог и взаимопонимание. В данном случае его идея современного философского прочтения и изложения исихазма, учения древних, аскетов играет важную роль.

С.С. Хоружий хорошо известен не только в России, но и за рубежом, об этом свидетельствует и проведение данной конференции в Китае. Философия – это квинтэссенция культуры. И китайская философия, и русская философия имеют свою специфику, но есть и то общее, что объединяет всех философов: уважительное отношение к высокой мысли и светлая память об ушедших учителях. В заключении профессор выразил надежду на то, чтобы в это непростое время идеи С.С.Хоружего смогли стать вкладом в доброе взаимное сотрудничество и осмысление современного мира.

Ма Иньмао, генеральный секретарь Ассоциации по изучению русской философии в Китае, заведующий кафедрой зарубежной философии Института философии при Китайской академии социальных наук, в своем приветственной речи отметил, что С.С. Хоружий хорошо разбирался и глубоко понимал и русскую религиозную философию, и западную философию, и современную науку и восточную культуру. На оснований обширных знаний и кругозора С.С.Хоружий разрабатывал глубокие идеи, открыл новые научные горизонты. Поэтому теория «синергийной антропологии» для исследователей, не обладающих подобной глубиной и широтой знаний, представляет определенную трудность для понимания. Поэтому изучение этой теории и ее обсуждение является одной из важных задач проведения этой конференции.

Председатель Ассоциации по изучению русской философии в Китае, иностранный академик РАН, лауреат Пушкинской медали, профессор Пекинского педагогического университета Чжан Байчунь выступил на пленарном заседании с докладом на тему “О двух великих синтезах С.С. Хоружего“. Он отметил, что после классической философии синтез в философии становится все более редкой тенденцией, что приводит к непрерывной дифференциации философии. В русской философии также существуют различные раскольные направления. Однако одной из главных характеристик русской культуры является сочетание литературы, истории и философии, которое содержит стремление к синтезу.  Для достижения подлинного синтеза русской религиозной философии с православием требуются три необходимых условия: во-первых, поворот к исихазму; во-вторых, поворот к антропологии; и в-третьих, феноменологический поворот философских исследований. Профессор Чжан Байчунь отметил, что С.С. Хоружий прекрасно объединил эти три условия: реконструировал антропологию исихазма, тем самым совершил великий синтез русской религиозной мысли. На этой основе С.С.  Хоружий разрабатывал знаменитую синергийную антропологию. По мнению С.С. Хоружего, синергийная антропология – это не только новое направление в области философии, но и почва и общий знаменатель различных гуманитарных наук, она в свою очередь, может быть использована в качестве эпистемы всего гуманитарного знания. Синергийная антропология является великим синтезом в современной философии.

Профессор Сюй Фэнлинь делает доклад

Профессор Сюй Фэнлинь, заместитель председателя Ассоциации по изучению русской философии, профессор Пекинского университета, подвел итоги доклада Чжан Байчуня и прокомментировал его. Потом профессор выступил с докладом под названием “С.С. Хоружий и современные антропологические исследования в России“. Сначала он подробно проанализировал ряд ключевых концепций  С.С. Хоружего, обобщил основные взгляды и характеристики синергийной антропологии С.Хоружего, а также остановился на ряде противоречий в данной теории. Кроме того, профессор Сюй систематически представил аудитории другие школы антропологии: аналитическая антропология, постмодернистская антропология и технико-гуманитарная антропология.

После оживленного обсуждения профессор Лю Сяаотинг из Пекинского педагогического университета выступил с заключительной речью. Он считает, что С.С. Хоружий – конструктивный мыслитель, а не описательный философ. Он строит свою концепцию на анализе духовных практик человека. Мы должны обратить внимание на духовную жизнь человека.

В завершении профессор Го Сяоли из Хэбэйского педагогического университета выразила благодарность всем участникам и сказала, что Центр по исследованию Дальнего Востока всегда готов способствовать взаимопониманию и дружественным отношениям между Китаем и Россией.

Гости конференции обсуждают доклады

……..

Онлайн-аудитория конференции

 

Обзор представлен профессором Чжан Байчунем