18 марта в помещении Московского государственного университета им. Н.Э.Баумана состоялась лекция С.С.Хоружего на тему “Человек современности, его структуры личности и стратегии самоуничтожения”.

Сергей Сергеевич встретился со студентами МГТУ по приглашению Студенческого дискуссионного клуба. 

В своей лекции С.Хоружий рассказал о том, что такое “классический человек” и как происходил переход от классической антропологической модели к “неклассической”.
Классическая наука строилась на посылке антропологической неизменности. Это положение в образной форме сформулировал Вольтер в романе “Кандид”. На вопрос, что делать, если рушатся государства, империи, герой “Кандида” отвечает: “Надо возделывать свой сад”.  Таким образом Вольтер указал на то, что в основании стабильности классической эпохи лежит простое существование простого человека.
Однако в ХХ веке стало понятно: человек тоже меняется, но в каком направлении? Классическая модель декартова человека, выросшая из основоположений философии Аристотеля, оказалась не в состоянии объяснить современные феномены антропологических трансформаций. Начиная со второй половины XIX века классическая модель человека подверглась уничтожающей критике. Постмодернизм произвел окончательный демонтаж классической модели, и человек оказался “незнакомцем” перед самим собой.
Фуко,  хотя и провозгласил “смерть субъекта” и “смерть человека” (образ человека лишь след на морском песке), он же одним из первых внес конструктивный вклад в построение новой антропологической модели неклассического типа. Человека можно охарактеризовать через те практики, которые он направляет сам на себя, — по терминологии Фуко, “практики себя”. Аналогичным образом человек рассматривается и в синергийной антропологии.
С. Хоружий кратко изложил основные положения синергийной антропологии, которая рассматривает особую группу “практик себя” – предельные практики. В этих практиках человек стремится к контакту с иными формами бытия и энергиями, и в случае успеха происходит “размыкание” человека. Во взаимодействии с иными энергиями происходит формирование новой конституции человека, его трансформации. Лектор описал типы антропологических трансформаций в зависимости от того, каким энергиям человек оказывается “открытым”.
После лекции С. Хоружий ответил на вопросы слушателей. Их интересовало, как синергийная антропология относится к научному познанию, что такое “свобода человека” в свете идей синергийной антропологии, как интерпретируются эти идеи на историческом материале и каковы могут быть сценарии развития современного человека.

Можно познакомиться с записью выступления С.Хоружего здесь