18 мая в Психологическом институте РАО состоялось научное событие “День Рене Жирара в Москве: дискуссия творчества, презентация изданий”. С научными докладами выступили С.С. Хоружий, М.А.Богатов, Ю.Ю. Ветютнев и др., прошла презентация журнала “Фонарь Диогена”, посвященного творчеству Р. Жирара.

Организаторами научного мероприятия выступали: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея (ББИ), Институт синергийной антропологии, Психологический институт РАО. В рамках “Дня Жирара” состоялся научный симпозиум: “Своевольная мысль: насилие, религия и война по Жирару”, презентация выпуска журнала “Фонарь Диогена” (№ 2, 2016), посвященного творчеству Жирара, а также его книг, вышедших в издательстве ББИ.

Цели проведения “Дня Жирара” организаторы изложили в своем информационном сообщении:

Наш недавно ушедший современник, Рене Ноэль Теофиль Жирар (25.12.1923–04.11.2015) – одна из крупнейших и ярчайших фигур в антропологии последних десятилетий. Он создал цельную концепцию генезиса и развития человека и общества, соединившую в себе несколько оригинальных теорий:  теорию миметического желания и соперничества, теорию взаимосвязи религии и насилия в феноменах «козла отпущения» и жертвоприношения, трактовку христианства как антитезы всем остальным религиям и наконец, апокалиптическую интерпретацию нашей современности. Сегодня эти теории обладают огромной актуальностью, охватывая обобщающею рефлексией новейшие и самые острые явления, вплоть до глобального и суицидального терроризма. Но в то же время все они научно спорны, и поэтому насущной задачей является их тщательное изучение и критический анализ. Эта работа, активно ведущаяся в мире, носит междисциплинарный характер, поскольку концепции Жирара затрагивают едва ли не весь круг гуманитарных дисциплин.

В России творчество Жирара также получило известность, благодаря переводам его книг, выпущенным издательствами «Новое литературное обозрение» и главным образом ББИ. Однако исследования этого творчества до последнего времени оставались скудными и разрозненными. Преодолению такой ситуации и призван служить российский «День Жирара». Мы привлекли докладчиков из разных мест и надеемся, что симпозиум, открывающий программу Дня, создаст предпосылки для координации и интеграции формирующегося сообщества российских исследователей Жирара.

Открыл научный симпозиум основатель и ректор Библейско-богословского института Алексей Эдуардович Бодров, который отметил исключительную актуальность работ Рене Жирара в понимании современного этапа развития мировой цивилизации. В то же время работы Рене Жирара недостаточно изучаются в России. Это связано и с тем, что книги Р. Жирара  активно стали переводится в основном в последние годы. В 2010-2012 гг. вышли первые переводы книг Жирара (“Насилие и священное”, 2010, издательство “Новое литературное обозрение”; “Козел отпущения”, 2010, издательство Ивана Лимбаха; “Критика из подполья”, 2012, издательство “НЛО”).  В издательстве ББИ были переведены и выпущены три важных работы Р. Жирара (“Вещи, сокрытые от создания мира”, 2016; “Я вижу Сатану, падающего, как молния”, 2015; “Достоевский от двойственности к единству”, 2013). Но одна из основных работ Жирара, посвященная анализу труда Карла фон Клаузевица “О войне”, до сих пор не переведена на русский язык и практически не знакома российскому читателю. Эту лакуну Алексей Эдуардович Бодров обещал в скором времени восполнить.

Далее с докладом “Современность и эсхатология по Жирару: парадигма Дисмаса” выступил Сергей Сергеевич Хоружий, который также подчеркнул недостаточную изученность трудов Р. Жирара в России, в отличии от обширного корпуса трудов по Жирару западных исследователей. Для симпозиума С.С. Хоружий выбрал, по его же словам, хотя и достаточно узкую, но “самую острую и современную” тему у Жирара —  о последних временах, о конце мира. Эта тема современная и острая, поскольку Жирар не рассматривает эсхатологию саму по себе, как это можно увидеть в сугубо богословской науке, в мистическом дискурсе. Жирар рассматривает эсхатологию в связи с современностью, это сегодняшняя эсхатология, эсхатология нашего дня. Эсхатологическая тема необычайно важна в творчестве Жирара. В последние годы она являлась ведущей в его произведениях, и главная здесь книга (пока не переведенная на русский язык) — Achever Clausewitz.  Этот труд Жирара привлек особое внимание исследователей. Само название книги многозначно. Французский глагол achever переводится как “завершить” (“Завершить Клаузевица”), но также он имеет смысл закончить, “прикончить”, “добить”;  С.С. Хоружий перевел название книги как “Додумать Клаузевица”.

Далее С.С. Хоружий подробно остановился на понимании Жираром “эсхатологической перспективы”. По мысли Жирара, в современной ситуации наблюдается устойчивый тренд — стремление к разрушению и концу всех устоев мирового сообщества — материальных, культурных, духовных. Этот очень сильный тезис Жирар подкрепляет указанием на ряд серьезных признаков, свидетельствующих о наличии тренда. Во-первых, люди стали способны разрушить вселенную. Историческая динамика ускоряется и, согласно Жирару, ускоряются процессы разрушения. Во-вторых, в мире появляется новая степень связности: естественное, природное сливается с искусственным, социокультурным. Это отражается и на кризисных явлениях, они принимают новый характер, становятся тотальными, захватывают и людей, и жизненную культурную среду, и природный мир. Происходит вбирание экологической ситуации в антропологическую ситуацию. Так, по мысли Жирара, потепление планеты и возрастание насилия в мире — взаимосвязанные явления. И в-третьих, согласно Жирару, все эти проявления согласуются с апокалиптической речью в Новом Завете. Также к апокалиптическим приметам Жирар относит современный терроризм, и в первую очередь — суицидальный терроризм, который Жирар понимает как новую фазу роста насилия — “нарастания до предела”. Это понятие — специфическое для миметической концепции Жирара. Согласно его концепции конфликтующие стороны, подражая друг другу (в соответствии с миметическим законом), отвечают насилием на насилие, причем всегда (чтобы себя обезопасить!) “с лихвой”. Это и есть механизм неограниченного роста насилия, при котором конфликт, нарастая до предела, переходит в разрушительную стадию прямого столкновения. Феномен нарастающего насилия был подмечен еще Клаузевицем и описан в его книге “О войне”; Жирар же обобщил эти наблюдения и оформил результаты своих размышлений в миметическую теорию.

Далее докладчик более подробно остановился на признаках, по которым Жирар характеризует современность как глобальный апокалептический тренд. Согласно Жирару, сегодняшний мир — это мир, где закон неограниченного нарастания насилия стал глобальным, то есть мир достиг последней стадии эсхатологического созревания. Жирар считает, что мир уже вошел в описанную в Новом завете эсхатологическую перспективу. Одновременно с этой константацией Жирар полагает, что с появлением христианства начался новый этап развития и трансформации механизма миметического соперничества. Христианство радикально изменило формы проявления миметического желания. Христианство отбросило жертвоприношение как основной механизм (согласно Жирару) по сдерживанию насилия. И тем самым оно (христианство) поставило мир перед “ужасающей” альтернативой: либо путь беспрепятственной и разрушительной эскалации насилия, либо — путь соединения со Христом. Во втором случае также действует механизм миметического подражания, но он радикально иной — Жирар называет его “позитивный миметизм” — подражание принципиально иному образцу организации жизни, исключающей эгоистическое соперничество и насилие. Человеческая история в своем мейнстриме соответствует первому пути, но в обществе всегда сохранялись ресурсы, предпосылки для развития по второму пути. Так что выбор второго пути остается все еще открытой возможностью. Далее С.С. Хоружий подробнее остановился на жираровском понимании принципиально иной эсхатологической перспективы.

Далее с докладами выступили: А.И. Зыгмунт (“Философия насилия и сакрального Ж.Батая и Р.Жирара в сравнительной перспективе”), М.Н. Пророкова (“Убить Дракона: диалектика исключения в проекте фундаментальной антропологии Р. Жирара”), С.А. Мартьянова (“Р. Жирар и Ф. Достоевский: механизмы насилия, соперничества, поэтика священного”), М.А. Богатов (“К одной параллели: «мимесис желания» Жирара и «дюнамис» Аристотеля”).

Вторая половина “Дня Жирара в Москве” была посвящена презентации посвященного Р. Жирару выпуска международного антропологического журнала «Фонарь Диогена» (№2, 2016). В этом выпуске впервые в России собран комплекс работ, вкупе дающих освещение и критическую оценку важнейших идей мыслителя. В завершение состоялась презентация книг Р. Жирара, переведенных и изданных издательством ББИ.

В аудитории

Участники Симпозиума около Психологического института РАО