18 февраля состоялось очередное заседание семинара. С докладом “Неклассические концепции субъекта в теории права” выступил Вадим Иванович Павлов, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Академии МВД Республики Беларусь.

..

Предваряя доклад, Сергей Сергеевич Хоружий отметил, что сформулированная в анонсе тема содержит в себе некую «интригу», порождая ряд справедливых вопросов, связанных с изначальным конфликтом между установками синергийной антропологии и правой сферы. В области духовных практик, и в частности духовной практики Православия - исихазма, главенствуют приматы личностного начала и опыта диалогического общения «лицом к лицу». Интеллектуально оформляя и выстраивая обще-энергийные конструкции, синергийная антропология строго следует этому принципу. Энергийный дискурс противоположен любым конструкциям эссенциалистского толка, т.е. сущностного дискурса и, в первую очередь, формализованным, регламентированным и нормативным  конструкциям — таким, которые относятся непосредственно к основам права. Поэтому на первый взгляд представляется проблематичным сочетать правовой дискурс с синергийным, где всё основано на личностном опыте, личностной интуиции и неразрывно связано с православной этикой и Христоцентричным мировосприятием.

Уже с самого начала развития синергийной антропологии предполагалось некое неснимаемое противостояние, которое было глубинно осмысленно еще славянофилами, — противостояние «русской правды» западному законопослушанию. Это противостояние перманентно и упорно актуализируется на всех этапах русской истории, в том числе и в новейшей истории современной России. Таким образом, возникает ожидаемый вопрос: как можно развивать синергийное направление в области права? Как избежать противоречия?

Будучи инициатором этого направления, Вадим Иванович наметил конкретный вектор сближения синергийной антропологии с правовой проблематикой. В своей работе он попытался снять упомянутые «лобовые» противоречия, что представляется интересным и заслуживает пристального внимания.

Вадим Иванович Павлов в начале своего доклада пояснил, что в его выступлении речь пойдет о ситуации в теории права, когда наряду с классической теорией появляется необходимость разработки новых идей и подходов к пониманию права и его оснований. Поиски таких подходов и принципиальное обновление концепции субъекта актуальны сегодня как никогда. В.И. Павлов привел ряд примеров, где конкретика правоприменения начинает конфликтовать с классической догмой права. Прежде всего, это связано с внедрением четвертого поколения «прав человека», связанных, в том числе и с рождением биополитики и биоэтики, признанием так называемых “соматических” прав, то есть прав распоряжаться своим телом. Сюда относятся законы о сексуальных меньшинствах, признание однополых браков, решение проблемы эвтаназии и др. Этот новый корпус законов имеет место быть почти во всех странах Европы, но пока не акцептован Россией.

Таким образом, в задачу нового неклассического направления входит разработка антропологической теории права. Оригинальная концепция, которую разрабатывает В.И. Павлов, опирается на идеи синергийной антропологии. Свою задачу докладчик видит в развитии синергийно-правовой концепции субъекта права с последующим выстраиванием механизмов ее применения.

В основу концепции были положены два основных принципа синергийной антропологии: принцип предельности и принцип энергийности. На основе этих принципов была осуществлена попытка деконструкции догмы права, касающейся человека как субъекта права. Другими словами, в праве необходимо осуществить переход от человека, понимаемого сущностно (где он изъят из живой событийной ткани), к человеку энергийному. Для этого было введено такое понятие, как субъективация. Субъективация – это процесс становления субъекта. В отличие от концепции субъекта, которая разворачивается в эссенциальном дискурсе, где субъект рассматривается изначально завершенным, становящаяся субъективность представляет собой «возможный модус интенсивного существования, непрерывное становления, экзистирования».

В энергийно-правовом дискурсе человек юридический или «человек в праве» становится центром правового анализа. Основа концепции: право осуществляется в опыте правовой реальности. Правовая реальность рассматривается как концепт правового бытия, т.е. момент встречи «человека в праве» с нормой права и фактом правовой жизни. Человек - это не некая предзаданная сущность (разумный, рациональный субъект), помещенная в юридическую плоскость и заданная ею, а своего рода конфигурация человеческих энергий, осуществляющаяся как спектр антропологических проявлений в конкретном хронотопе. Эти антропологические феномены вбирают в себя и так называемые пред- или прото-акты — такие типы проявлений, которые лишь намечаются на уровне внутренних движений, помыслов, побуждений, подразумеваний и которые во многом формируют контекстуальные среды поведенческих актов. Подобные типы проявлений как раз и характеризуют не эссенциальную, а энергийную (дискурсивную) картину правовой реальности.

Разумеется, по своей природе эти антропологические проявления не подлежат нормативной фиксации, хотя в действительности они во многом создают контекстуальные пространства, в которых разворачивается нормативно фиксируемое содержание. Вадим Иванович подчеркнул, что концепция находится на этапе активной разработки, в связи с чем пока представляется преждевременным углубляться в методологическую правоприменительную конкретику.

Доклад был выслушан участниками семинара с большим вниманием и неоднократно прерывался уточняющими вопросами и комментариями. По окончании В.И. Павлов ответил на многочисленные вопросы по конкретным положениям представленной концепции.

Материалы к семинару

ВИДЕО семинара

Аудио семинара

Статьи по теме семинара

Фоторепортаж

На семинаре

А.Г. Манов

О.В. Асташенков (на втором плане, слева направо: В.С. Котельников и А. Олексенко)