16
Май 11

Регистрация в блоге

Уважаемые читатели!
Чтобы участвовать в обсуждениях, вам необходимо зарегистрироваться. Пишите модератору блога по адресу synergia.isa gmail com


03
Май 11

Трансгуманизм по ссылкам второго порядка

 


Our uniqueness will lie in the ability

to create our own successors.
(Steven Levy)

В замечательной статье А.Ф.Филиппова «Восстание картезианцев: к социологической характеристике фильма Бегущий по лезвию» приведен фрагмент интервью корреспондента «Нью-Йорк таймс» Клавдии Дрейфус с директором проекта «Бог и компьютеры» МТИ Анной Ферст:

«Вопрос: Зачем нужен теолог в такой лаборатории?

Ответ: На то есть две причины… Continue reading →


11
Дек 10

Кристина Штёкль

Постсеклярная субъективность в западной философской дискуссии и православное богословие

Кристина Штёкль – доктор философии, сотрудника Университета Тор Вергата (Рим)
Это текст ее доклада на конференции “Философская теология и христианская традиция” (1-3 июля 2010 г., Москва), опубликованный на портале
Богослов.ру

Continue reading →


12
Июнь 10

Интервью игумена Адриана (Пашина) с О.И.Генисаретским

Интервью игумена Адриана (Пашина) с О.И. Генисаретским


22
Окт 09

Духовные движения как социальная, культурная и конфессиональная реальность

Источник публикации:Генисаретский О.И. Духовные движения в народе божьем: история и современность. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва, 2-4 окт. 2002 г. // Москва, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003.

Мое сообщение будет представлять собой ряд заметок, связанных означенной в заглавии темой. Вот уже третий год я выступаю перед Вами с гуманитарным комментарием к темам конференций Школы, считая это важным, о чем уже говорил ранее. И вот сегодня я вновь задаюсь вопросом: а что же мы делаем, или намерены делать, говоря о духовных движениях? Continue reading →


11
Сен 09

“Даешь новые стандарты образования!», или об инженерах человеческих душ у школьного конвеера

Преемственность образования предполагает, что душевные качества и умственные навыки, необходимые для учебы в школе, сформированы на дошкольной ступени образования. К таковым В. В. Давыдов в своих последних работах причислял, во-первых, способность различать смысловую и операциональную стороны деятельности и, во-вторых,  умение ориентироваться на взрослого как на носителя собственных возможностей ребенка. Т. А. Носова добавляет к этому «умение ребенка различать порожденное в психическом пространстве  и воспринятое им из внешнего мира» и связанную с этим различением  способность «контролировать спонтанность своего поведения, работать в условиях, предлагаемых другим человеком, принимать внешне заданную ситуацию, а не «уходить» в собственные переживания»[2].

Так что с одной стороны, налицо требование весьма интенсивной подготовки ребенка ко включению  в школьный конвейер. Он должен стать восприимчивым к выполнению новых для него типов деятельности: решать предметные задачи,  мыслить предметно, в понятиях, соответствующих осваиваемым областям знания. Дошкольные педагоги должны подвести его к школе способным по звонку переключаться с одного вида пред­метного мышления и деятельности – на другие. Отсюда постоянная сдвижка предшкольной под­го­товки ко все более раннему возрасту: в частности, раннее обучение счету, чтению, письму, иностранным языкам и другим  дошкольным пред­знаниям, облегчающее ребенку его вхождение в школу. И при этом всем известно, в какой зверинец по имени «школа» наше  нежное дитятя попадет: особо жалеть его там будет некому, да и некогда.

Вместе с тем, наблюдаемая в последнее время тенденция к снижению сроков начала дошкольного обучения приводит к тому, что «приобретаемые ребенком знания, умения и навыки рассматриваются исключительно в ракурсе значимости их для последующего обучения в школе, а качества, которые якобы не затребованы системой школьного обучения, – в частности, спонтанность поведения, неинтенциональность, слитность мыслимого и воспринимаемого, эмоциональная вовлеченность, – оказываются заблокированными.  А это негативно сказывается на освоении ребенком других сфер жизни: межличностные отношения, искусство, игра, которая и в школьном возрасте, принимая новые формы, остается одной из важнейших деятельностей ребенка …требуют полноты психической активности, в том числе и «ухода в себя», и субъективного восприятия»[3] и еще более овнутрённого самопереживания. Continue reading →


04
Сен 09

По поводу заседания № 13

13 сентября 2006 г. состоялось 13-е заседание Семинара ИСА, на котором был сделан доклад М.Ю.Реутина «Майстер Экхарт – Григорий Палама (К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма)». Доклад состоялся по просьбе М.Ю.Реутина, который ранее не участвовал в работе Семинара и не был известен его руководителям. В соответствии с правилами Семинара, запись заседания была размещена на сайте ИСА; в дальнейшем, материалы этого заседания были опубликованы, вместе с материалами еще 6 заседаний и, разумеется, с согласия всех докладчиков, в специальном выпуске журнала «Точки – Puncta» (№ 1-4, 2008), подготовленном совместно ИСА и редакцией журнала, по инициативе редакции. Через значительное время после выхода публикации, несколько дней назад, руководители Семинара были информированы о том, что М.Ю.Реутин (отнюдь не обращавшийся к ним с какими-либо претензиями) выступил с протестом по поводу публикации его доклада, разместив данный протест на сайте Bogoslov.ru. Ознакомившись с протестом, мы нашли целесообразным дать на него краткий ответ. Continue reading →


30
Авг 09

Читая Шифферса

     

Взяв  в руки двухтомник  Евгения Львовича Шифферса, скажу себе: вот еще одно имя достучалось в дверь памяти наших притворно беспамятных современников. И достучавшись, обещает чтение, отныне отмеченное печатью этого славного имени. Continue reading →


22
Авг 09

Заметки по ходу дела №2

АНРИ КОРБЕН О ВИЗИОНЕРСКОМ ОПЫТЕ

А. Корбен пишет: результаты визионерского (иконического) синтеза лучше проявляются, если сначала «полностью отбросить феноменологию», то есть буквально-видимое содержание достигнутой синтезом образности, а постараться понять то, что в ней представлено, «осмысливая, как и почему это предстает таким образом. Понимание этого возможно, если мы исходим из свершившегося акта, но совершившегося духовно, такого акта который устанавливает свое видение, в котором сочетаются видения (предшественников – О.Г.) … В этом акте мы должны понять внутреннее … являемое нам, и осмыслить, как и почему это перед нами предстает таким образом. Именно поэтому, мы предпочли здесь говорить ни о перемешивании символов, ни об истории идей, ни об архетипах бессознательного, не о том, что могло бы быть здесь уместным. Притом, что мы принимает положение, более или мене агностическое, согласно которому, подлинно интересным и достойным принятия является, в некотором роде «поведение» мыслителя или доктрины, а не собственно то, что это поведение имеет целью нам продемонстрировать». Continue reading →


22
Авг 09

Заметки по ходу дела №1

Начну эти заметки с суждения К. Г. Доусона, известного религиоведа и культуролога: «Каждая культура развивает свои собственные религиозные техники для согласования жизни общества (жизни людей – О.Г.) с природным порядком»[1].
В этом суждении культура, по-видимому, понимается как самозамкнутое и устойчивое целое, во-первых, отражающее в своем строении духовно-религиозные традиции, а во-вторых, исторически развивающееся преимущественно благодаря применению религиозных техник.
Однако, согласовывать жизнь людей приходится не только с природным (космическим) порядком, но также с историческим, техноэкономическим и прочими значимыми для человеческой жизни порядками. Continue reading →