7 февраля в помещении Фонда “Русское зарубежье” состоялось первое расширенное заседание Московско-петербургского философского клуба, посвященного проблеме времени. С.Хоружий выступил с сообщением на тему: “Время как время Человека”.
Московско-Петербургский Философский Клуб, учрежденный деятелями российской гуманитарной науки, представителями общественности и деловых кругов, видит свою миссию в продолжении традиции отечественных мыслителей, “…полагавших, — как пишут организаторы клуба, — что единство нации обусловлено ее способностью к самопознанию”. В связи с этим организаторы полагают, что деятельность клуба будет способствовать: “…свободному обсуждению широкого круга вопросов, связанных как с миссией философского знания в современном российском обществе, так и с различными аспектами политики, культуры, науки и образования, требующими постоянного и своевременного осмысления”.
Первое заседание клуба было посвящено теме «”Время конца времен”. Время и вечность в современной культуре”». В заседании приняли участие академик РАН, президент Российского философского общества В.С. Степин; академик РАН, директор ИФ РАН А.А. Гусейнов; члены Управляющего совета МПФК и гости клуба.
На заседании выступили: сопредседатели клуба — В.В. Миронов (член-корреспондент РАН, декан философского факультета МГУ) и Ю.Н. Солонин (член Совета Федерации ФС РФ, декан философского факультета СПбГУ, профессор); В.М. Межуев (доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН); А.П. Левич (доктор биологических наук, руководитель Российского междисциплинарного семинара по темпорологии при МГУ), иерей Сергий Соколов (Священный Синод РПЦЗ, Нью-Йорк). Вел заседание кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ А.П. Козырев.
Выступление С.С. Хоружего на тему “Время как время Человека: темпоральность в свете синергийной антропологии” касалось проблемы антропологизации исторического времени. По мысли автора, человек описывает время в дуалистической парадигме – как время внешнее или как время внутреннее, однако он не схватывает природы времени. В истории философии мы находим попытки недуалистического описания времени. Одна из таких попыток – хайдеггеровская концепция Dasein – как Присутствие (в интерпретации В.В. Бибихина), которое есть и внешнее, и внутреннее одновременно.
Еще одну попытку недуалистического понимания времени мы находим у Ф.Броделя. В его концепции сама историко-социальная реальность и есть темпоральность, время.
М.Фуко, по мысли докладчика, сделал следующий шаг к антропологизации исторического времени. В концепции позднего Фуко время это не просто историческая или социологическая, а уже человекомерная реальность. Но реальность эта безсубъектна, поскольку конститутивной ролью наделяется не человек как таковой, а практики “самовозделывания” или “практики себя”, по выражению М.Фуко. Таким образом время здесь конституируется самой антропологической реальностью.
Сходным образом трактуется время и в концепции синергийной антропологии. С.Хоружий указал на то, что понятийный аппарат синергийной антрополгии и концепт антропологической границы позволяет рассмотреть историю как последовательную смену различных антропологических формаций.
Текст доклада С.С. Хоружего можно прочитать здесь
На заседании клуба также выступил Александр Петрович Левич – руководитель семинара по проблемам времени при МГУ.
В своем сообщении Александр Петрович рассмотрел проблему адекватности языка или логических средств, с помощью которых можно вообще описывать категорию времени. Он рассказал о современных математических теориях, задающих новые формальные средства описания времени.
О. Сергий (Соколов) – священник Русской Православной Церкви за рубежом (США) представил свою книгу – плод многолетних изысканий, посвященную проблеме соотношения научного знания и церковного опыта в области изучения времени.
Позиция докладчика совпадает с мнением некоторых ученых о том, что время имеет две природы, одну из которых можно описать естественно-научным путем в рамках позитивистской науки, другую же можно понять только апофатически. В рамках этого представления докладчик рассмотрел некоторые моменты в интерпретации сотворения мира за 6 дней.
В целом участники дискуссии выразили надежду, что подобные встречи будут продолжены. Все также согласились с тем, что встречи эти должны быть различного формата, в том числе и такого, который позволял бы развертывать рабочие дискуссии по поставленным проблемам.