Мы начинаем публиковать обзоры работ, вышедших за последние годы, в которых так или иначе затрагиваются идеи синергийной антропологии. Первая публикация, о которой пойдет речь, — книга Федора Ефимовича Василюка “Переживание и молитва”, вышедшая в 2021 г. в издательстве “Смысл”.

……

Переживание и молитва. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2021. 244 с.
ISBN 978-5-89357-401-2

Отв. ред. О.В. Филипповская
Науч. ред. Е.Л. Иванова
Ред-сост. М.К. Гросицкая

Содержание

Светопись его моря. Б. Братусь (с. 5-7)

Предисловие. М.К. Гросицкая,
Д.С. Дроздов (с. 8-18)

Василюк Ф.Е.
Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования
(с. 19-190)

Статьи и выступления:
– На подступах к синергийной психотерапии: история упований
(с. 192-217);
– Молитва — молчание — психотерапия
(с. 218-224)
– Типы духовного совладания (с. 225-239)
– Правда и милость в психотерапии
(с. 340-342)

 

…….

* * *

“Переживание и молитва”  (2021 г.) — новое расширенное издание книги  Федора Ефимовича Василюка. Помимо основного текста (первое издание состоялось в 2005 г.),  в книгу также вошли тематически связанные с этим текстом статьи и выступления разных лет. Собранные вместе, они дают возможность увидеть, как рождалась и росла концепция “синергийной психотерапии” — тема, над которой в последние годы работал Федор Ефимович. Безусловно, эти работы близки и перекликаются с синергийной антропологией С.С. Хоружего.

Ф.Е. Василюк лично знал и общался с Сергеем Сергеевичем Хоружим, был знаком с его трудами по синергийной антропологии. Более того, первая опубликованная философская работа С.С.Хоружего “Диптих безмолвия” была издана в 1991 г. Центром психологии и психотерапии, созданным и руководимым Ф.Е. Василюком. Иногда Федор Ефимович с улыбкой говорил, что горд тем, что первым опубликовал философский труд С.С. Хоружего.

В статье “На подступах к синергийной психотерапии: история упований” Ф.Е. Василюк пишет, что  “синергийная психотерапия основывается на синергийной православной антропологии”, и отсылает читателя к работам С.С. Хоружего, который реконструировал православное учение о человеке в современном философском языке, создав концепцию синергийной антропологии.

Ясное осознание бытийных (онтологических) оснований деятельности всегда важно, а сегодня еще и особенно актуально. “Подступая” к синергийной психотерапии, Ф.Е. Василюк обсуждает прежде всего онтологические вопросы, без ответов на которые трудно увидеть суть дела.  “Без онтологии тоска берет за горло”, — Федор Ефимович приводит фразу из беседы двух знаменитых философов А.М. Пятигорского и М.К. Мамардашвили. И далее поясняет: «…главное наше профессиональное дело состоит сегодня в том, чтобы задавать себе метафизические вопросы: что есть человек? в чем его предназначение?.. […] Психотерапия настолько сильна и влиятельна, что не может более позволить себе оставаться антропологически беспечной и не замечать, какой мощности энергии развязывает она, раскручивая очередной “архетип” и выпуская из него засидевшихся джиннов в душевное и социальное пространство» (с. 192).

Основой новой монографии послужила книга Ф.Е. Василюка “Переживание и молитва”, вышедшая впервые в 2005 г. в  издательстве “Смысл”. Кроме нее в новое издание вошли статьи, тематически связанные с основным текстом и расширяющие представление о проекте “синергийной психотерапии” (“На подступах к синергийной психотерапии: история упований”, “Молитва — молчание — психотерапия”, “Типы духовного совладания”), а также короткий, но очень важный доклад Федора Ефимовича “Правда и милость в психотерапии” (выступление на Международной конференции православных психотерапевтов 13 октября 2016 г.). Собранные вместе работы Ф.Е.°Василюка, а также короткие мемуарные зарисовки проф. Б.С. Братуся, вступительная статья учеников Федора Ефимовича — М.К. Гросицкой и Д.С. Дроздова, — позволяют увидеть целостную картину развития проекта синергийной психотерапии.

В 2018 г., выступая на заседании семинара ИСА, посвященном памяти Ф.Е. Василюка, Сергей Сергеевич Хоружий охарактеризовал проектный замысел синергийной психотерапии как  масштабный, но, безусловно, “проблематичный” и для антропологии, и для психологии, и для  психотерапии. В этом проектном замысле много инновационного. И, вполне осознавая степень его сложности, Федор Ефимович подходил к его реализации постепенно и очень продуманно.

Первый абрис проекта синергийной психотерапии был представлен в статье 1997 года “На подступах к синергийной психотерапии: история упований”. В основу статьи был положен доклад (с тем же названием) на Международно конференции “Психология и христианство: путь интеграции” (1997, Санкт-Петербург). В этой статье Фёдор Ефимович определяет синергийную психотерапию, как “психотерапию, которая реально ориентируется по горизонту обожения и вводит его в ткань конкретного психотерапевтического процесса” (с. 216). И сам задается вопросом: возможна ли такая психотерапия? И отвечает: как самодостаточная психотерапевтическая практика — невозможна. Но она возможна лишь “в соработничестве человека и Бога”. Вот, что пишет Ф. Е. Василюк: «Синергийная психотерапия есть психотерапия в известном смысле несамодостаточная… она использует испытанные психотерапевтические механизмы, но не может до конца на них положиться… она изначально не полна… и нуждается в восполнении. Это не какая-нибудь особо духовная, спиритуальная психотерапия, напротив, она — “нищая духом”, и, как у нищей, у нее должна быть раскрыта ладонь. Такой ладонью является молитва» (с. 216).

С.С. Хоружий, характеризуя проект, подчеркивал: “Обожение — это запредельный, внемирный телос православной христианской жизни, и в своей полноте в здешнем бытии неосуществим. Самые высшие ступени православного духовного опыта достигались необычайно малым сообществом — очень и очень немногими подвижниками. Ориентировать конкретные психотерапевтические практики на такой высокий опыт едва ли реалистично, что, конечно, Фёдор Ефимович понимал”.

Постепенно замысел начинает соотноситься с реальной психотерапевтической практикой, и в 2005г. появляется монография “Переживание и молитва”. Эта работа — отчасти разрешение противоречивой коллизии между православной духовностью и профессиональными требованиями к психотерапевтической работе. В этой монографии не упоминается обожение (хотя и остается главным ориентиром православной духовности), здесь речь уже идет именно о молитве, и это свидетельствует о более зрелом подходе, постепенном вызревании первоначального замысла и обретении им черт реалистичности. Но мир молитвы огромен. Ориентация на обожение отсылает нас к высшим формам молитвы, но теперь, в монографии 2005 года, этот отсыл снят. Автор понимает, что подступы к высшим формам православной духовности, к обожению, лежат уже вне психологии, и он осуществляет сдвиг от высших к начальным формам молитвы. Речь идет о покаянии и иных первичных формах молитвы. Молитва рассматривается как православный арсенал психотерапевтической работы, но одновременно сам процесс и задачи психотерапии осмысляются особым образом. По мысли Ф.Е. Василюка, молитва не “избавляет” от страдания, а помогает пережить — прожить горе, боль утраты, совладать с собой, смириться и не впасть в самоубийственное отчаяние.

Как пишут в Предисловии ученики Федора Ефимовича, проект синергийной психотерапии создавался на границе двух миров: психологической науки и христианского опыта. В этом проекте “отразилось дарование Ф.Е. Василюка как ученого — умение создавать метамодели, охватывающие предметы различных специализаций. Именно такой методологией обеспечена возможность научного осмысления молитвы в контексте общей психологии” (с. 11-12). Имя Ф.Е.°Василюка прочно связано с понятием переживания, которое он ввел в психологический контекст. Его теория переживания является фундаментальной общепсихологической разработкой. Но в проекте снергийной психотерапии его внимание сосредоточено на изучении роли и места молитвы в мире переживания. Вглядываясь в этот мир, он показывает, «как в нем зарождается молитва, куда она направляет свою активность, в какие связи и взаимодействия вступает она с процессами переживания, какие функции начинает выполнять по отношению к ним, какие влияния оказывает на переживание и через него — на всю жизненную ситуацию, душевное состояние и личность человека» (с. 32).

При этом необходимо отметить, что представление о молитве в работе Ф.Е. Василюка не редуцируется до функции простого терапевтического инструмента, как это нередко можно встретить в исследованиях, где арсенал различных духовных практик рассматривается в качестве инструментов или приемов, наряду со множеством других, для эффективного достижения целей здоровья или психического благополучия. В его концепции понимающей психотерапии все терапевтические действия рассматриваются через те “естественно возникающие” процессы, которые «…обеспечивают психотерапевтический ответ на полюсе клиента, — осознание, спонтанность, переживание и молитва» (с. 14). В своих исследованиях Ф.Е. Василюк описывает спонтанное “возгорании” молитвы из переживания: «Видя, как из пепелища человеческой судьбы вдруг возгорается молитва даже и у человека вовсе нерелигиозного, трудно удержаться от мысли, что молитва — это не выученное, искусственное действие, а спонтанное проявление духовного организма, такое же естественное, как дыхание» (с. 34). Можно говорить о проекте синергийной психотерапии как закономерном развитии понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Их связывает прежде всего основной методологический принцип: внутренняя работа переживания заключается в повышении “смыслового регистра” настолько, насколько это возможно для человека. Этот принцип Ф.Е. Василюк формулирует, размышляя над работой Л.С. Выготского о шекспировской трагедии “Гамлет” и над его же короткой ранней статьей “Траурные строки (9 авва)”, в которых Л.С. Выготский рассматривает страдание с точки зрения его “продуктивного преодоления” — как возможность выхода на более высокие смысловые уровни.

Чтобы в полной мере осознать проделанную Ф.Е. Василюком работу, недостаточно рассмотреть эволюцию проекта с профессиональной точки зрения. Для выявления смысла проекта необходимо увидеть его в контексте глобальной трансформации современного гуманитарного знания. В частности, С.С. Хоружий указывал, что идет процесс трансформаций самих оснований гуманитарных знаний, выражающийся в переосмыслении онтологий и антропологий, их места и роли в ансамбле гуманитарных дискурсов. Происходит переформатирование отношений между “фундаментальным” и “прикладным”. Новые конфигурации рождаются в опыте, их еще нужно изучать и идентифицировать. Но уже сегодня можно констатировать, что при сохранении “дискурса оснований” появляются опирающиеся на них новые “прикладные дискурсы”  — дискурсы следующего поколения. К таким дискурсам нового поколения можно, по мысли С.С.°Хоружего, отнести и проект синергийной психотерапии Ф.Е.°Василюка.

Мы выражаем надежду на то, что разработки, начатые Фёдором Ефимовичем в области сопряжения топосов переживания и молитвы, будут продолжены.

Обзор подготовлен Е.Л. Ивановой