С.С. Хоружий

ХАЙДЕГГЕР ПЛЮС: ФИЛОСОФИЯ ХАЙДЕГГЕРА И ЕЕ ВЫХОДЫ В ПРОБЛЕМАТИКУ СОВРЕМЕННОЙ МЫСЛИ

Новгород Великий,13-17.04.2015, 5 лекций по 4 а.ч. 20 ак. часов

АННОТАЦИЯ

Курс лекций состоит из двух частей: философия Хайдеггера в сжатом изложении (Часть 1) и важнейшие русла, или топосы ее влияний и применений в позднейшей философской мысли (Часть 2). Представление философии Хайдеггера, в свою очередь, складывается из двух приблизительно равновеликих разделов, первый из которых посвящается экзистенциальной аналитике «Бытия и времени», а второй – последующим этапам хайдеггеровской мысли, когда она проходила «поворот» (die Kehre) и обращалась к «другому началу», опираясь на досократиков и концентрируясь преимущественно на концепциях события и просвета бытия. Все обсуждение этой философии ведется в единой перспективе, ставящей во главу угла парадигму размыкания человека и принимающей, что конституция человека формируется при размыкании в предельном опыте.

Часть 2 рассматривает наиболее существенные и актуальные выходы хайдеггеровской мысли в современность. В первую очередь, мы выделяем здесь «топос субъектности», в котором развертывается поиск адекватной замены отброшенной классической концепции философского субъекта. За ним следует «топос энергии», имеющий специфическое двойное строение: проблематика энергии в современной мысли, наряду с философией Хайдеггера, активно развивалась в православном неопаламитском богословии. Мы обсуждаем оба эти ареала топоса энергии, специально останавливаясь на трактовке проблемы энергии у В.В.Бибихина, которая затрагивает и тот, и другой ареал, помогая увидеть их связь. Далее рассматривается «топос деонтологизации», в котором устанавливается связь между всецело онтологичной философией Хайдеггера, твердо утверждающей различие между бытием и сущим как таковым («онтологическое различие»), и современными философиями, отвергающими это различие. используя хайдеггеровскую аналитику сокрытости бытия, мы раскрываем указанную связь как нарастание сокрытости, завершающееся «событием деонтологизации»: событиемскачком, онтологическим «вдруг», разрывающим перспективу выступания в просвет бытия. Здесь же мы представляем вводный анализ деонтологизированной антропологической реальности, которая соответствует формации Онтического Человека в синергийной антропологии. Наконец, мы описываем, каким образом на базе хайдеггеровской концепции техники возможно развить систематическую трактовку двух крупных современных проблем, совершенно разных на первый взгляд: проблемы кризиса окружающей среды и проблемы рисков глобального развития.

ПЛАН КУРСА

I. Концепция и план курса. Хайдеггер-1: Экзистенциальная аналитика «Бытия и времени»

1. Концепция и план курса. Парадигма размыкания человека аудио

2. Парадигма размыкания в современной философии аудио аудио

3. Экзистенциальная аналитика и парадигма размыкания аудио

4. Экзистенциальная аналитика как инверсия духовной практики

II. Хайдеггер-2: Мысль о Боге и речь о событии

1. Религиозное измерение философии Хайдеггера аудио

2. Тождество Парменида и парадигма размыкания у позднего Хайдеггера аудио

3. Вхождение в топос события аудио

4. Человек как сторож бытия

III. После Хайдеггера: Топос субъектности: «Кто приходит после субъекта?». Топос энергии: Хайдеггер, Палама, Бибихин.

1. Пост-хайдеггеровские конфигурации в топосе субъектности аудио

2. Субъектность в фукианской концепции практик себя аудио

3. Экспозиция проблемы энергии и трактовка энергии у Хайдеггера аудио

4. Православное богословие энергий и трактовка энергии у Бибихина аудио

IV. После Хайдеггера: Топос деонтологизации. Просвет бытия. Сокрытость бытия, ее пределы и выход-скачок за них. Сингулярные конституции Онтического Человека.

1. Сокрытость бытия и ее пределы аудио

2. Деонтологизация как событие аудио

3. Принципы дескрипции деонтологизированной антропологической реальности аудио

4. Ансамбль онтических конституций аудио

V. После Хайдеггера: «Вопрос о технике» и экологическая проблема. «Вопрос о технике» и проблема глобальных рисков. аудио

1.Антропологическая расшифровка экологического кризиса

2.Экологическое сознание Онтологического Человека

3.Онтологическая и социологическая концепции глобальных рисков 4. Антропологическая концепция глобальных рисков

 

Литература

1. Труды М. Хайдеггера.

Бытие и время. Пер. В.В.Бибихина. М., 1997

Beitr?ge zur Philosophie (Vom Ereignis). Gesamtausgabe, Band 65. Fr. a. M. 2003

Парменид. СПб., 2009

Moira (Parmenides, Fragment VIII, 34-41) // Vortr?ge und Aufs?tze. Verlag Neske, Pfullingen, 1967. Teil III. S.27-52.

Вопрос о технике // М.Хайдеггер. Время и бытие. Пер. В.В.Бибихина. М., 1993. С.221-237. и др.

2. Работы других авторов.

Who comes after the Subject? Ed. by E.Cadava, P.Connor, J.-L.Nancy. Routledge eds. 1991.

С.А.Коначева. Хайдеггер и вопрос о Боге // Феномен человека в его эволюции и динамике. Труды Открытого семинара Института Синергийной Антропологии. Великий Новгород.

2013. С.48-76.

Ж.-Л.Нанси. Бытие единичное множественное. Минск, 2004.

Э.Гидденс. Последствия современности. М., 2011.

3. Работы С.С.Хоружего.

Фонарь Диогена. М., 2010.

Введение: Проект и контекст // Фонарь Диогена. Сост., ред. С.С.Хоружий. М., 2010. С.872.

Личность и энергия в богословии о. Иоанна Мейендорфа и в современной философии // Он же. Исследования по исихастской традиции. Т.2. СПб., 2012. С. 289-302.

Как обходиться без бытия, или механика Латона // Вопросы философии. 2013. № 10. С.5066.

Заметки об онтических конституциях // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. 2014. № 1.

Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергии // Stasis (С.-Петербург). 2014. № 1.

Экологическая проблема с позиций синергийной антропологии // Человек.RU.

Гуманитарный альманах (Новосибирск). 2014. № 9. С.148-171.

Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. 2014. № 1.