ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
С.С.Хоружий

«НОВАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОНИМАНИЯ»
Ориентировочный объем курса – 8 лекций

I. Классическая европейская антропологическая модель. (1)*

Человек как сущность, субстанция и субъект.

Аристотелева неотменимая основа классической модели. Вклад Боэция. Человек Декарта. Антропология Канта как завершение и совершенство классической модели.

II. Кризис классической модели: от «смерти Бога» к «смерти Человека». (2)

Кризис в теории, инициированный Великим Толчком Ницше, и его дальнейшая эскалация: феноменология – структурализм – экзистенциализм – постструктурализм в их антропологических измерениях.

Кризисно-катастрофические феномены на практике: в антропологической ситуации и динамике.

III. Альтернативные антропологии в неевропейских культурах. (1)

IV. Принципы синергийной антропологии. (4)

Парадигма духовной практики как образец антропологического описания в дискурсе энергии и на базе предельных манифестаций Человека.

Концепт Антропологической Границы – краеугольный камень новой антропологии. Три способа размыкания Человека. Реконструкция топики Антропологической Границы как «расшифровка энерго-генома» Человека. 

От энерго-генома – к антропологизированной эпистеме для гуманитарного знания: синергийная антропология как один из эффективных подходов к магистральной проблеме. 

Аналитика самоидентичности Человека в синергийной антропологии.

Эволюция доминирующей топики Границы. Фаза «Человека Безграничного» и необходимый ее переход в фазу «Человека Безумного». Синергийная герменевтика революционных процессов (эпилептические паттерны), тоталитарных обществ (феномены архаизации) и актуальной антропологической ситуации (виртуальная топика Границы как взаимное наложение виртуализаций всех прочих топик). 

Перспективы и сценарии конца Человека.

Сопоставление и родство синергийной антропологии с антропологическими поисками французской мысли (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.-Л.Нанси).

_____________________________________
* В скобках указано намечаемое число лекций

ЛИТЕРАТУРА

С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М., 1994.

Он же. О старом и новом. СПб., 2000

Он же. Шесть интенций на бытийную альтернативу // Журнал наблюдений. 2001, №1

Он же. Человек и его три дальних удела: новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии, 2003, №1

Он же. Человек Картезия // Точки /Puncta. 2004, №1-2

Он же. Неотменимый антропоконтур // Вопросы философии. 2005, №№1,2

Классическая йога. М., 1992

М.Хайдеггер. О существе и понятии fuEsiz/. Аристотель, «Физика» b-1. «Медиум». М.1995.

Ж.Лакан. Четыре основные понятия психоанализа. (Семинары. Книга 11). М., 2004

М.Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

М.Фуко. Ненормальные. СПб., 2004

Ж.Делез. Фуко. М., 1998

Ж.Делез. Различие и повторение. СПб., 1998

Ж.Делез. Ницше и философия. М., 2003

Ж.Делез, Ф.Гаттари. Что такое философия. СПб., 1998

Ж.-Л.Нанси. Бытие единичное множественное. Минск, 2004

Who comes after the subject? Ed. E.Cadava, P.O’Connor, J.-L.Nancy. N.-Y., 1991

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

Образ Человека согласно классической европейской антропологической модели

Причины и суть кризиса классической антропологической модели

Модель Человека по Ницше

«Смерть Бога» и «смерть Человека»: суть и взаимосвязь двух тезисов

Что такое синергийная антропология

Антропологическая Граница и ее строение

Лестничная структура духовной практики

Органон опыта духовной практики

Синергия и синергетическая парадигма в теории открытых систем

Синергия и экстаз: различия и сходства

Аскетическая демонология с позиций синергийной антропологии

Паттерны бессознательного и энергоформы духовной практики: сравнительный анализ

Философская трактовка виртуальной реальности

Паттерны психоделической топики Антропологической Границы: анализ и примеры (желательно, известные по личному опыту или из жизни)

Топика идиотии: философско-психологический анализ и примеры из личного опыта

Эволюция доминирующей топики Антропологической Границы

Процесс секуляризации общества с позиций синергийной антропологии

Отчего и как «Человек Безграничный» становится «Человеком Безумным»

Виртуальная антропологическая реальность и ее основные современные формы

Модели самоидентичности Человека