«МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ: АВТОХТОННЫЕ КОНЦЕПТЫ И ОПТИКА УМОЗРЕНИЯ»

С.С.Хоружий, Государственный университет-«Высшая школа экономики», 2007 

Общая стратегическая задача курса – реконструкция оригинального строя понятий и способа мышления, созданного Восточным христианством – «Восточно-христианского дискурса». Традиционная трактовка Восточно-христианского дискурса исходит из парадигм развития Западного мира, из представлений и установок западного менталитета – как из универсальных ориентиров, явно или неявно признавая западную модель единственной нормой и эталоном и все несовпадения с нею расценивая как отклонения от нормы и признаки недоразвитости. В противоположность этому, курс показывает, что духовный мир Восточного христианства изначально руководился определенными установками, отличными от формировавшихся на Западе, и в своей дальнейшей истории стойко придерживался их – так что Восточно-христианский дискурс возникал как воплощение и развитие этих изначальных установок Восточно-христианского сознания. Суть этих установок – примат определенного рода опыта: аутентичного опыта соединения со Христом, который достигался в преемственно сменявших друг друга формах, как опыт апостолов – затем мучеников – затем аскетов. Как следствие этого примата, Восточно-христианский дискурс и учение Православной Церкви складываются как синтез патристики и аскетики.

В исторической последовательности, курс рассматривает этапы формирования Восточно-христианского дискурса, накапливая от этапа к этапу фонд «автохтонных и эндемических» понятий, т.е. созданных этим дискурсом и только ему присущих. В качестве ключевых этапов выделяются IV век – время возникновения (прото)исихастской аскезы и патристического учения о (Божественной) Личности; первый синтез дискурса в творениях преп. Максима Исповедника (VII век) и наконец, второй, паламитский синтез в эпоху византийского Исихастского возрождения (XIV век). Равное внимание уделяется патристической и аскетической компонентам дискурса. В исследовании понятий последовательно проводится компаративный подход: на всем протяжении истории дискурса, его понятия, строй и способ сопоставляются с двумя постоянными диалогическими партнерами, дискурсом Западного христианства и дискурсом античной мысли, в первую очередь, неоплатонической.

ПРОГРАММА КУРСА