17-18 сентября в Москве, в Институте философии, теологии и истории св. Фомы состоялась Международная конференция “Христианская аскетика и мистика: западная и восточная традиции в сравнительном освещении”. На конференции с докладом выступил С.С. Хоружий.
Организаторами конференции выступили три вуза: Институт философии, теологии и истории св. Фомы (Москва), Папский Восточный Институт (Рим, Италия) и Институт им. кардинала Ньюмана (Упасала, Швеция).
Конференция – первое мероприятие в рамках общего исследовательского проекта по сравнительному анализу мистической и аскетической традиции в западном и восточном христианстве. Проект инициирован Институтом философии, теологии и истории св. Фомы и его ректором доктором психологических наук Николаем Львовичем Мусхелишвили.
В конференции приняли участие известные богословы, философы и ученые из России, Италии, Швеции, Германии, Словакии, США.
Выступает Э.Коркоран (SJ). В президиуме три ректора: Н.Л.Мусхелишвили, Ф.Гейстер (SJ), Дж.Маккан (SJ)
(фото с сайта ИФТИ)
Первый день конференции был посвящен анализу ключевых моментов опыта аскетической практики как антропологической основе любых духовных традиций. Доклад К.А. Экенберг посвятил молитве как личной практике одухотворения в описаниях Оригена. Наталья Киреева представила доклад об элементах раннехристианской аскетике в практике иудаизма эпохи Второго Храма, опровергая существующее мнение о том, что раннехристианская практика не имела ничего общего с аскетикой иудаизма.
С.С. Хоружий выступил с докладом “Герменевтика телесности в исихастском опыте”. Рассматривая герменевтику телесности как процесс ступенчатой трансформации этой “телесности” в духовной практике, Хоружий подчеркнул принципиальное отличие практик, принадлежащих к разным духовным традициям, поскольку в них по-разному видится цель (телос) духовного устремления. Соответственно, в разных традициях отличным образом трактуются и ступени (этапы) восхождения в направлении к высшим состояним, хотя ступенчатая структура практики – универсальна для всех традиций.
Читать расширенный вариант доклада: С.С. Хоружий “Герменевтика телесности в исихастском опыте“.
С.С. Хоружий и Дж. Маккан, SJ
(фото с сайта ИФТИ)
Второй день конференции был посвящен вопросам мистического опыта и его отражениям в богословских трудах. В докладах анализировались как древние и средневековые традиции описания мистического духовного опыта Восточного и Западного христианства, так и представления мистического опыта в современном богословии и даже в постмодернистской литературе. Также были рассмотрены вопросы связи мистического опыта и литургии, вопросы отражения богословских основоположений в литургическом богослужении и в его изменениях.
Вопросы и комментарии Н.А.Бондарко
(фото с сайта ИФТИ)
Программа конференции (в формате pdf, на сайте ИФТИ)
С материалами и фоторепортажами с конференции можно ознакомиться на сайтах:
– Института философии, теологии и истории св. Фомы;
– Института им. кардинала Ньюмана – (выложено в сети facebook на страничке Института);
– Энтони Коркоран SJ (США), главный настоятель Общества Иисуса в России;
– Петр Ашик SJ, представитель учредителя и преподаватель Института философии, теологии и истории св. Фомы;
– Н.Л. Мусхелишвили – доктор психологических наук, ректор Инстиута философии, теологии и истории св. Фомы;
– Джеймс Маккан SJ, ректор Папского Восточного Института (Рим, Италия);
– Филипп Гейстер SJ, ректор Института им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– С.С. Хоружий – доктор физико-математических наук, директор Института синергийной антропологии;
– Г.М. Прохоров – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН;
– Карл Андрес Экенберг, профессор теологии, проректор по учебной работе, Институт им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– Н.М. Киреева, кандидат исторических наук, специалист по древней иудаике, зав. кафедрой религиоведения Института философии, теологии и истории св. Фомы;
– Петр Дуфка SJ (Словакия), профессор Папского Восточного Института, наставник Папского колледжа в Чехии;
– Н.Н. Селезнев, кандидат исторических наук, доцент, специалист по сирийской и арамейской культуре, преподаватель РГГУ, член редколлегии ж. “Символ”;
– Ф.Е. Василюк, доктор психологических наук, декан факультета психологического консультирования МГПУ;
– А.М. Пентковский, доктор восточных церковных наук (степень присвоена Папским Восточным Институттом), профессор Московской духовной академии;
– Стефано Каприо, доктор теологии, профессор Папского Восточного Института (Рим, Италия);
– Ю. Малкова, выпускница Института философии, теологии и истории св. Фомы;
– Д.Л. Спивак, доктор филологических наук, профессор, директор Санкт-Петербургского отделения Российского НИИ культурологии;
– Томас Гарсия SJ, руководитель библиотеки и культурного центра «Иниго» в Новосибирске (Папский Восточный Институт, Рим);
– М.Л. Хорьков, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии РУДН, специалист в области античной и средневековой философии;
– Н.А. Бондарко, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии СПбГУ, член Российского союза германистов;
– Г.В. Вдовина, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН, преподаватель ИФТИ;
– Эклунд Эрик, Институт им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– Кристин Зыка, профессор философии, Институт им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– Кристоф Херманн SJ, специалист в области церковных исследований, Институт им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– Эдвард Фарруджа SJ, профессор теологии, патролог, Папский Восточный Институт (Рим, Италия);
– Константи Саймон SJ, профессор, проректор Папского Восточного Института (Рим, Италия);
– Хелена Бодин, доцент кафедры литературы Стокгольмского университета, преподаватель Институт им. кардинала Ньюмана (Упсала, Швеция);
– Даниел Галадза, Папский Восточный Институт, факультет церковного искусства (Рим, Италия).