Международный симпозиум
“ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ.
 ТЕКСТУАЛЬНОЕ И ПЕРФОРМАТИВНОЕ”

23-25 июня, Москва

Открытие: 23 июня в 10:00 в Белом зале Президиума РАХ
Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 21.

Организаторы: Российская академия художеств

 

ПРОГРАММА СИМПОЗИУМА

23 июня / June 23
Утреннее заседание/ Morning session
10:00 – 13:30

Приветствие Президента Российской Академии Художеств
Greeting of the President of the Russian Academy of Arts

А. М. Лидов. Пространственные иконы как перформативный феномен
Alexei Lidov. Spatial Icons as a Performative Phenomenon

Анна Лазарова, Элка Бакалова (Болгария). Послания к святому.
Коммуникативные аспекты сакрального пространства
Anna Lazarova, Elka Bakalova (Bolgaria). Messages to the Saint.
Communicative Aspects of Sacred Space

Даница Попович (Сербия). Иконическое и перформативное в сакральном пространстве.
Пещерный монастырь Св. Михаила Архангела в Расе
Danica Popovi? (Serbia). Iconic and Performative in Sacred Landscape.
The Cave Monastery of the Archangel Michael at Ras and its Imagery

Андреас Роби (Австрия). Интерактивные надписи: произведения искусства
и их зрители в Византии
Andreas Rhoby (Austria). Interactive Inscriptions: Byzantine Works of Art and Their Beholders

Биссера Пенчева (США). Схождение благодати: искусство, природа и религия в Святой Софии
Bissera Pencheva (USA). The Descent of Grace: Art, Nature, and Religion in Hagia Sophia

Наталья Тетерятникова (США). Ожившие иконы  в интерактивном действе:
мозаичный Деисус в Софии Константинопольской
Natalia Teteriatnikova (USA). Animated Icons in Interactive Display:
Mosaic Deesis in Hagia Sophia, Constantinople

23 июня / June 23
Вечернее заседание / Afternoon session
15:00 – 18:30

Шигибуми Цуджи (Япония). Создавая иконическое пространство. Транформация повествующего пейзажа
Shigebumi Tsuji (Japan). Creating the Iconic Space. The Transformation of Narrative Landscape

Мичитака Судзуки (Япония). Хибуцу (Спрятанный Будда). Ожившие образы в Японии
и православные иконы
Michitaka Suzuki (Japan). Hibutsu (Hidden Buddha). Living Images in Japan
and the Orthodox Icons

Акира Акияма (Япония). Взаимоотношения реликвий и изображений в буддийской
и христианской традициях: сравнительный и перформативный аспекты
Akira Akiyama (Japan). Interrelationship of Relics and Images in Buddhist
and Christian Traditions: Comparative and Performative Aspects

В. В. Малявин (Тайвань). Иеротопия в даосизме и иконический образ
Vladimir Maliavin (Taiwan). Hierotopy in Taoism and the Iconic Image

К. М. Муратова (Франция). Лабиринт как перформативная икона
в христианской культуреВостока и Запада
Xenia Muratova (France). The Labyrinth as a Performative Icon
in Christian Culture, East and West

Т. Л. Яворская (Lithuania). Горы крестов – феномен народной иеротопии
Tatyana Yavorskaya (Литва). The Mountains of Crosses – a Phenomenon of Popular Hierotopy

24 июня / June 24
Утреннее заседание / Morning session
10:00 -13:30

Герхард Вольф (Германия). Иконотопия. Новый взгляд на перформативные ритуалы
со священными образами в средневековом Риме
Gerhard Wolf (Germany). Iconotopia. Reconsidering the Performative Rituals
of Holy Images in Medieval Rome

Микеле Баччи (Италия). Воспроизведение священной топографии и топомиметическое благочестие
Michele Bacci (Italy). Performed Topographies and Topomimetic Piety

А. Ю. Годованец. Иерархия света в архитектурном пространстве Софии Константинопольской.
Alexandr Godovanets. The Hierarchy of Light in the Architectural Space of Hagia Sophia

Николетта Исар (Дания). Императорский Хорос – Комниновская иеротопия
Nicoletta Isar (Denmark). The Imperial Choros – A Comnenian Hierotopy

М. А. Лидова. Полиптих как пространственный образ храма.
Иконы Иоанна Тохаби из собрания Синайского монастыря
Maria Lidova. Polyptych as a Spatial Image of the Church.
The Icons by Ioannes Tohabi from the Collection of St. Catherine’s Monastery at Sinai

А.В. Рындина. Образ священного пространства в глиптике византийского круга:
две стеатитовые ставротеки XI  и XII веков
Anna Ryndina. The Image of the Sacred Space in Byzantine Glyptics:
Two Staurothekas of the 11th and 12th Century

24 июня / June 24
Вечернее заседание / Afternoon session
15:00 – 18:30

А. Ю. Казарян. Перформативное пространство восточнохристианского монастыря:
общие принципы и региональные особенности
Armen Kazarian. Performative Space of Eastern Christian Monasteries:
General Principles and Regional Peculiarities

Елена Тркуля (Сербия). Фасадная декорация византийского храма:
символический, пространственный и перформативный аспекты
Jelena Trkulja (Serbia). The Fa?ade Decoration of Byzantine Churches:
Symbolic, Spatial and Performative Aspects

Томас Лейстен (США). Перформанс поминовения  в исламской традиции:
мечеть аль-Акмар в Каире
Thomas Leisten (USA). The Performance of Commemoration in Islamic Tradition:
A case of the Mosque al-Aqmar in Cairo
 

Вл. В. Седов. Древнерусские пространственные структуры: иконическое и перформативное
Vladimir Sedov. Spatial Structures in Medieval Russia: Iconic and Performative

А. Е. Мусин. Лития и формирование сакрального пространства Великого Новгорода
Alexandr Musin. The Litania and the Making of Sacred Space in Medieval Novgorod

25 июня / June 25
Утреннее заседание/Morning session
10:00  – 13:30

В. Д. Сарабьянов. Реликвии и образы святых в сакральном пространстве Софии Киевской
Vladimir Sarabianov. Relics and the Images of Saints in the Sacred Space of Saint Sophia in Kiev

Вс.М. Рожнятовский. Перфомативная иконография.
Световые эффекты в пространстве древнерусского храма
Vsevolod Rozhniatovsky. The Performative Iconography.
The Effects of Light in the Space of Medieval Russian Churches 

А.Г. Мельник. Драматургия огня в пространстве русских храмов XVI – XVII вв.
Aleksandr Melnik. The Dramaturgy of Fire in Russian Churches of the 16th and 17th Centuries

Л. М. Евсеева, Л. В. Кондрашкова. О создании иконического пространства.
Текст, пение, изображение в праздничном богослужении XVI в.
Lilia Evseeva, Lada Kondrashkova. Creating the Iconic Space.
Text, Singing and Image in the Sixteenth-century Festive Liturgies 

Н. В. Квливидзе. “Шествие”: иконография и литургическое действо в эпоху Ивана Грозного
Nina Kvlividze. ‘Procession’: Iconography and Liturgical Performance in the Time of Ivan the Terrible

О. В. Чумичева. Иконические перформансы Ивана Грозного.
О трансформации идеи царской власти
Olga Chumicheva. Iconic Performances of Ivan the Terrible.
A Transformation of the Concept of the Royal Power

 

25 июня / June 25
Вечернее заседание / Afternoon session
15:00 – 18:30

Т. Е. Самойлова. Пространственно-временное искусство создания  сакрального пространства
библейской  истории. Иконография древнерусского храма
Tatiana Samoilova. Creating the Sacred Space of the Biblical History.
The Programs of  Medieval Russian Churches

Е.М. Саенкова. Пространственная икона  «Торжество Православия»
в Московского Кремле  эпохи патриарха Никона
Elena Saenkova. The Spatial Icon of the Triumph of Orthodoxy in the Moscow Kremlin

Г.М. Зеленская. Значение надписей в создании сакрального пространства
Нового  Иерусалима под Москвой
Galina Zelenskaya. Monumental Inscriptions in the Creation of Sacred Space
of the New Jerusalem near Moscow

С. Л. Яворская. Шумаевский крест как пространственный образ Нового Иерусалима:
текстуальное и перформативное.
Svetlana Yavorskaya. Shumaev’s Cross as a Spatial Image of New Jerusalem:
Textuality and Performativity

О.Ю. Тарасов. Пространственная икона в культуре русского старообрядчества
Oleg Tarasov. The Spatial Icon in the Culture of the Russian Old Believers

Л.А. Беляев. О создании сакрального пространства:
опыт работ в Московском Зачатьевском монастыре.
Leonid Beliaev. Creating a Sacred Space:
a Case of the Zachatievskij Monastery in Moscow