С.С. Хоружий
ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНО-АСКЕТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Курс прочитан на Богословских курсах при Саввино-Сторожевском монастыре (Звенигород).
План курса (10 лекций)
Введение: Антропология аскезы в контексте православного учения о человеке
I. Догматико-богословские предпосылки аскетической антропологии ВИДЕО
Триадология: концепция Личности-Ипостаси, или «теоцентрическая персонологическая парадигма»
Христология: онтологические предпосылки связи человека и Личности
Богословие энергий и концепция обожения
II. Общие структуры и свойства исихастской практики ВИДЕО
«Райская Лествица» как иерархия антропологических энергоформ
Органон исихастского опыта
Диада «духовная практика» – «духовная традиция»: аскетическое сообщество как «мета-биологическая популяция»
III. Антропология начальных ступеней Лествицы ВИДЕО
Духовные Врата: Обращение – метанойя – покаяние
Невидимая брань
IV. Антропология центральных ступеней Лествицы ВИДЕО
Исихия как экватор Пути Подвига
Сведение Ума в Сердце
Онтодвижитель: диада Внимание – Молитва. Исихастская непрестанная молитва (Умное Делание)
Трезвение и интенциональность. Исихастские техники внимания в сопоставлении с родственными им
V. Антропология высших ступеней Лествицы
Синергия как парадигма размыкания человека
Синергетическая генерация иерархии антропологических энергоформ
Феномен Умных чувств. Свет Фаворский и созерцание в неоплатонизме
Претворение времени в исихастском опыте
VI. Дополнительные темы
Исихастская этика: формации Ухода и Возврата
Визуальный опыт и исихастская практика: выяснение отношений
Антропология Достоевского и исихастская антропология: родство и различие