С.С. Хоружий
ХАЙДЕГГЕР ПЛЮС: ФИЛОСОФИЯ ХАЙДЕГГЕРА И ЕЕ ВЫХОДЫ В ПРОБЛЕМАТИКУ СОВРЕМЕННОЙ МЫСЛИ
Новгород Великий,13-17.04.2015, 5 лекций по 4 а.ч. 20 ак. часов
АННОТАЦИЯ
Курс лекций состоит из двух частей: философия Хайдеггера в сжатом изложении (Часть 1) и важнейшие русла, или топосы ее влияний и применений в позднейшей философской мысли (Часть 2). Представление философии Хайдеггера, в свою очередь, складывается из двух приблизительно равновеликих разделов, первый из которых посвящается экзистенциальной аналитике «Бытия и времени», а второй – последующим этапам хайдеггеровской мысли, когда она проходила «поворот» (die Kehre) и обращалась к «другому началу», опираясь на досократиков и концентрируясь преимущественно на концепциях события и просвета бытия. Все обсуждение этой философии ведется в единой перспективе, ставящей во главу угла парадигму размыкания человека и принимающей, что конституция человека формируется при размыкании в предельном опыте.
Часть 2 рассматривает наиболее существенные и актуальные выходы хайдеггеровской мысли в современность. В первую очередь, мы выделяем здесь «топос субъектности», в котором развертывается поиск адекватной замены отброшенной классической концепции философского субъекта. За ним следует «топос энергии», имеющий специфическое двойное строение: проблематика энергии в современной мысли, наряду с философией Хайдеггера, активно развивалась в православном неопаламитском богословии. Мы обсуждаем оба эти ареала топоса энергии, специально останавливаясь на трактовке проблемы энергии у В.В.Бибихина, которая затрагивает и тот, и другой ареал, помогая увидеть их связь. Далее рассматривается «топос деонтологизации», в котором устанавливается связь между всецело онтологичной философией Хайдеггера, твердо утверждающей различие между бытием и сущим как таковым («онтологическое различие»), и современными философиями, отвергающими это различие. используя хайдеггеровскую аналитику сокрытости бытия, мы раскрываем указанную связь как нарастание сокрытости, завершающееся «событием деонтологизации»: событиемскачком, онтологическим «вдруг», разрывающим перспективу выступания в просвет бытия. Здесь же мы представляем вводный анализ деонтологизированной антропологической реальности, которая соответствует формации Онтического Человека в синергийной антропологии. Наконец, мы описываем, каким образом на базе хайдеггеровской концепции техники возможно развить систематическую трактовку двух крупных современных проблем, совершенно разных на первый взгляд: проблемы кризиса окружающей среды и проблемы рисков глобального развития.
ПЛАН КУРСА
I. Концепция и план курса. Хайдеггер-1: Экзистенциальная аналитика «Бытия и времени»
1. Концепция и план курса. Парадигма размыкания человека аудио
2. Парадигма размыкания в современной философии аудио аудио
3. Экзистенциальная аналитика и парадигма размыкания аудио
4. Экзистенциальная аналитика как инверсия духовной практики
II. Хайдеггер-2: Мысль о Боге и речь о событии
1. Религиозное измерение философии Хайдеггера аудио
2. Тождество Парменида и парадигма размыкания у позднего Хайдеггера аудио
3. Вхождение в топос события аудио
4. Человек как сторож бытия
III. После Хайдеггера: Топос субъектности: «Кто приходит после субъекта?». Топос энергии: Хайдеггер, Палама, Бибихин.
1. Пост-хайдеггеровские конфигурации в топосе субъектности аудио
2. Субъектность в фукианской концепции практик себя аудио
3. Экспозиция проблемы энергии и трактовка энергии у Хайдеггера аудио
4. Православное богословие энергий и трактовка энергии у Бибихина аудио
IV. После Хайдеггера: Топос деонтологизации. Просвет бытия. Сокрытость бытия, ее пределы и выход-скачок за них. Сингулярные конституции Онтического Человека.
1. Сокрытость бытия и ее пределы аудио
2. Деонтологизация как событие аудио
3. Принципы дескрипции деонтологизированной антропологической реальности аудио
4. Ансамбль онтических конституций аудио
V. После Хайдеггера: «Вопрос о технике» и экологическая проблема. «Вопрос о технике» и проблема глобальных рисков. аудио
1.Антропологическая расшифровка экологического кризиса
2.Экологическое сознание Онтологического Человека
3.Онтологическая и социологическая концепции глобальных рисков 4. Антропологическая концепция глобальных рисков
Литература
1. Труды М. Хайдеггера.
Бытие и время. Пер. В.В.Бибихина. М., 1997
Beitr?ge zur Philosophie (Vom Ereignis). Gesamtausgabe, Band 65. Fr. a. M. 2003
Парменид. СПб., 2009
Moira (Parmenides, Fragment VIII, 34-41) // Vortr?ge und Aufs?tze. Verlag Neske, Pfullingen, 1967. Teil III. S.27-52.
Вопрос о технике // М.Хайдеггер. Время и бытие. Пер. В.В.Бибихина. М., 1993. С.221-237. и др.
2. Работы других авторов.
Who comes after the Subject? Ed. by E.Cadava, P.Connor, J.-L.Nancy. Routledge eds. 1991.
С.А.Коначева. Хайдеггер и вопрос о Боге // Феномен человека в его эволюции и динамике. Труды Открытого семинара Института Синергийной Антропологии. Великий Новгород.
2013. С.48-76.
Ж.-Л.Нанси. Бытие единичное множественное. Минск, 2004.
Э.Гидденс. Последствия современности. М., 2011.
3. Работы С.С.Хоружего.
Фонарь Диогена. М., 2010.
Введение: Проект и контекст // Фонарь Диогена. Сост., ред. С.С.Хоружий. М., 2010. С.872.
Личность и энергия в богословии о. Иоанна Мейендорфа и в современной философии // Он же. Исследования по исихастской традиции. Т.2. СПб., 2012. С. 289-302.
Как обходиться без бытия, или механика Латона // Вопросы философии. 2013. № 10. С.5066.
Заметки об онтических конституциях // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. 2014. № 1.
Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергии // Stasis (С.-Петербург). 2014. № 1.
Экологическая проблема с позиций синергийной антропологии // Человек.RU.
Гуманитарный альманах (Новосибирск). 2014. № 9. С.148-171.
Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. 2014. № 1.