23 мая состоялось очередное заседание семинара. На семинаре выступил О.И. Генисаретский на тему “Структура и игра в множащихся сообществах практик”.

 

Олег Игоревич Генисаретский предварил свой выступление особым “настраивающим” текстом, который он назвал “Твое бессознательное”:

– Твое бессознательное — это сознание без тебя, ты — без себя самого. Сделай хоть часть его снова своим и вернись к себе. То есть придти в себя, значит придти в сознание.
Найди свое сознание, коль скоро потерял его. И это не то же самое, что познавать себя, быть в познавательном залоге. Это вопрос желания, практики и опыта.
Вопрос “чего хотеть” — не так смешон, как на первый взгляд кажется. А вот как на самом деле захотеть и хотеть неотступно — вопрос тусклый и тоскливый.
Выбери себе сознание, чтобы сознавать и знать — как в ветхозаветной максиме: выбери себе жизнь, чтобы жить, — но как сие возможно? Как научиться сознавать и знать? Подражать? Не знаешь как — спроси.
Начать учиться или думать самому? Твое бессознательное производит врага? — Сделай его своим другом и учителем. Не спи, а подставляй своему врагу свое сердце, иначе зачем он стал тебе врагом? Будь во всем против самого себя и обретешь уйму друзей. На что я и надеюсь, —

Олег Игоревич подчеркнул, что его выступление это не доклад в привычном смысле слова, а когнитивная “интервенция”. Сегодня мы наблюдаем, как происходит (или уже произошел?) “когнитивный поворот”, суть которого — в различении “когито” и “когнито”, то есть мышления и познания. Мыслить можно различными способами и с различными целями, не решая при этом познавательной задачи. Мышление и познание “склеилось” в Новое время, когда познание приобрело доминирующее значение. Но когда наука обособилась в особую сферу деятельности, мышление “высвободилось”. Поэтому его выступление — это некое начинание, когнитивная интервенция.

В принципе ключевые моменты того, о чем он хотел бы сказать, содержатся уже в названии темы. Это — “структура”, “игра” и “множащиеся сообщества практик”.

Коммунитарный взгляд на мир (“общество состоит из сообществ”) — это одно из русел сегодняшней социологии. На первый взгляд “сообщества практик” похожи на профессиональные сообщества, однако это не так. Профессионализация — завершающая форма всякой деятельности. Профессиональные сообщества имеют сильную институциональную структуру, а сообществам практик это совсем не свойственно, хотя они могут по сплоченности “потягаться” с институтами, а также могут со временем институционализироваться.

В качестве примера “сообществ практик” Олег Игоревич указал на быстро расширяющуюся сегодня новую область деятельности по “анализу данных”.  В частности, ярким образцом этой деятельности является анализ результатов исследований генома. Исследования генома проводились множеством ученых в разных странах, и теперь существует проблема, как привести огромные базы данных результатов исследований к виду, удобному для анализа. Один из вариантов — создание анимационных образов. Вместе с учеными аниматоры создают мультфильмы, в которых “оживают” процессы трансформации ДНК . Затем математики, отсматривая эти мультфильмы, пытаются создать математические модели поведения молекул. Интересной особенностью этой области деятельности является то, что полученные и сконструированные в воображении аниматоров визуальные данные наблюдаются как произведенные факты, то есть как в обычном наблюдении.

Другим примером подобной практики является распространенное занятие анализа телесериалов.  Все эти практики имеют дело с анализом данных, которые для них являются презентативными.

Далее Олег Игоревич поведал об особой “практике чтения”, подеркнув, что “текст чтения” отличен от “текста письма”.  Второй — созвучен продуктивной, конструирующей практике, в то время, как первый — настраивающей нас на определенное состояние, понимание. Текст чтения — это особый жанр, а жанр в сфере коммуникации выполняет ту же роль, что и функция в деятельности.

Олег Игоревич также рассказал об особой роли способности воображения, опирающейся на нерегулирумую и спонтанную интериоризацию вещественных реалий, которая существенно характеризует практику чтения и понимания текстов.

Аудиозапись семинара можно скачать для прослушивания здесь.

Фоторепортаж с семинара

Вопрос задает Андрей Стёганцев

Вопрос задает Любовь Цой