14 сентября состоялось первое в этом академическом сезоне заседание научного семинара ИСА. С докладом “Дианойая, диатимия и диагония: опыты концептуализации антропологического поворота” выступил О.И. Генисаретский.

 

Доклад Олега Игоревича был посвящен “оптике”нашего сознавания чего либо, и в частности, “времясознаванию”.  Докладчик отметил, что перечисленные в докладе термины с приставкой “диа-” — это новые ключевые слова, которые нужны прежде всего для повышения “резкости” понимания самой темы “сознавания” в антропологическом контексте.  “Диа-”  означает нечто “несущееся”, сквозящее. В частности, термином “дианойя” обозначалось в греческих текстах как личностное мышление. Олег Игоревич выбрал для своего доклада формат комментария к одной статье Вячеслава Иванова, в которой автором рассматривалась идея модели времени, суть которой состоит в бифокальной хронодинмике — движении времени из разных концов: из прошлого в будущее и из будущего в прошлое, которые мыслятся нами как одновременные. В этом смысле настоящее — точка встречи этого взаимообразного движения. Об этом самодвижении времени в взаимобртаных направлениях писал и Павел Флоренский в “Иконостасе”, рассматривая время бодрствования и время сна. На этой же идее был построен и тренинг Г.И. Гурджиева — практика ежедневного припоминания (перед засыпаниенм) событий дня, но в обратном порядке.
Эта “оптика” сознания трудно уловима, поскольку мы не замечаем того, что нам “привычно”. Однако стоит задуматься, почему мы, например, прежде чем прыгнуть в воду считаем “раз, два, три..”. Что, — спросил докладчик у аудитории, — первичнее: слово или число? По мнению докладчика — число, в котором выражается осознавание нами первичных витальных ритмов. Докладчик также отметил, что очень важной характеристикой этой “оптики” является интенциональность, интенция и интесивность.

Скачать аудиофайл с записью лекции можно здесь .