16 марта состоялось очередное заседание семинара. Театральная лаборатория метода “ТОТ” представила результаты своих занятий со студентами Государственного университета управления.

 

По мысли руководителя Лаборатории А.Е.Ростовской, современному менеджеру театральная подготовка необходима так же, как и знания в области экономики и управления.

Театральная Лаборатория метода “ТОТ” – неоднократный участник семинара Института синергийной антропологии – образована в 1994 году, руководитель – Антонина Евгеньевна Ростовская. Лаборатория рассматривает театр как особую антропологическую практику, позволяющую человеку осознать себя и свои возможности действовать в различных ситуациях. В конце 90-х годов исследования Лаборатории “ТОТ” получили свое продолжение в сфере образования, а Антонина Ростовская возглавила “Мастерскую сценического действия в управлении”, созданную при кафедре теории организации и управления Государственного университета управления (ГУУ).

 

Антонина Ростовская совместно с  Людмилой Лосевой разработали специальный курс “Управленческое мышление в сценической постановке”. В основу курса легли философско-антропологические идеи и концепции театральной “практики органичного действия” — действия, в котором энергия рационального замысла человека-актера вступает в сложное взаимодействие с энергией и опытом его “чувствующего и движущегося тела”.

По мнению Антонины Ростовской – руководителя Мастерской, одной из основополагающих компетенций, которой должен обладать современный управленец, является креативность, умение принимать нестандартыне решения и быстро действовать в динамично меняющихся ситуациях. В таких услових особое значение приобретают личные качества человека, его умение “выстраивать себя”, сохраняя при этом способность к энергичному “спонтанному” действию. Театральная практика дает опыт такого действования. Студенты, занимающиеся в Мастерской, помимо участия в театральных “тренингах” органичного действия, освоения голоса и тела ( и здесь организаторы занятий во многом следуют принципам театра Ежи Гротовского), выступают также и как режиссеры, выбирая соответствующу драматургию, организуя пространство сценического действия и взаимодействия.

 На семинаре организаторы показали учебные работы студентов Государственного университета управления Михаила Веселинова (V курс ГУУ), Ольги Корнилович (V курс ГУУ) и Анастасии Шепелевой (II курс ГУУ). Программа была подготовлена для участия в Шекспировском фестивале в Великобритании.

 

Программа мастер-класса

ПРАКТИКА ОРГАНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 Организатор сценического действия


Антонина Ростовская,
автор и ведущая курса
«Управленческое мышление в сценической постановке»,
руководитель «ТОТ» Театральной лаборатории метода

 

 

Участники сценического действия


Людмила Лосева
ведущая курса
«Управленческое мышление в сценической постановке»,
участник  «ТОТ» Театральной лаборатории метода;

 

 

Михаил Веселинов,
студент 5 курса ГУУ,
участник  «ТОТ» Театральной лаборатории метода;

 

 

 
Анастасия Шепелева,
студентка 2 курса ГУУ;

 

 

 

Ольга Корнилович,
студентка 5 курса ГУУ.

 

 

 

СТРУКТУРА СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Часть 1.
Постановка  «Творчество Шекспира спасет мир»
(на основе сонета №23 В. Шекспира).

Учись читать любви безмолвной строки –
Для слуха ока надобны уроки.
В. Шекспир

Данная постановка является результатом обучения студентов-управленцев основам
организационной деятельности. Опыт режиссуры позволяет студентам освоить путь
от замысла до реализации построения целого произведения. В результате проделанной
работы студенты осваивают техники само- и со-организации, получают опыт создания
команды и оформляют в действии собственное профессиональное мироотношение.
Продолжительность: 10 мин.

Аудитория внемлет…

Часть 2. Постановка на основе отрывка из трагедии В. Шекспира «Отелло»

Освоение тела и голоса в действии позволяет управленцам работать с собственными стереотипами
действия, создавать органичные образы и роли, приобретать новые качества коммуникации,
качество восприятия и видения реальных процессов, успешно действовать в ситуации неопределенности.

Акт I. Освоение голоса как ресурса действия

 

Магическая роль слова в том, что между  «сказать» и «сделать» – нет дистанции:
то, что актером сказывается, то и делается.
Продолжительность: 8 мин.

Акт II. Освоение тела как ресурса действия.

 

 

Актерская игра близка к искусству скульптуры. Скульптор отсекает лишнее
с формы, ожидающей воплощения в глубине камня; речь идет не о том, чтобы
форму выдумать, а о том, чтобы её отыскать.
Ежи Гротовский
Продолжительность: 8 мин.    

Акт III. Синтез тела и голоса в действии.

 

Если бы богатство внутренней жизни было бы огромно, не надо было бы ни грима,
ни костюмов, ни обстановки, нужен был бы творящий человек, от богатства и силы 
мысли которого лилась бы волна захватывающего обаяния и потрясала бы зрителей.
Константин Станиславский 
Продолжительность: 8 мин.                                                   

Именно театральная практика в силу хотя бы только одного принципа «здесь и сейчас»
позволяет создать пространство для выстраивания собственной техники построения действия,
что и является качественно новым ресурсом профессионализации управленцев.
Общая продолжительность: 40 мин.

Антонина Ростовская комментирует выступление