19 октября состоялось очередное заседание научного семинара ИСА. С докладом “Хайдеггер и вопрос о Боге” выступила доктор философских наук, профессор РГГУ Светлана Александровна Коначёва.

Предваряя доклад, ведущий семинар С.С. Хоружий отметил, что говорить о значении Хайдеггера в философии не нужно, поскольку это веха такого масштаба, которая не требует слов. Наконец семинар приступил к этой непростой теме, так как Хайдеггер оставил нам немало загадок.

Тема доклада, если иметь в виду стержневой принцип хайдеггеровского философствования, звучит вроде бы странно, поскольку именно от “вопросов о Боге” Хайдеггер и предостерегал. В своей философии Хайдеггер как раз наметил, как можно думать об этом иначе. Есть нечто первичное, конститутивное, а вопроса о Боге нет. Первичное — это зов. Его можно выразить в поэзии, в религии, то есть в “слышащих сферах” человеческой деятельности, но не в теологии. В этом смысле Хайдеггер освободил нас от всех “шапок”, “этикеток”. Но, судя по аннотации, докладчик разделяет такой взгляд на философию Хайдеггера и перетолковывает звучащий в названии доклада вопрос.

Светлана Александровна Коначева согласилась с ведущим, и подчеркнула, что название доклада выполняет здесь проблематизирующую функцию. “О Боге” Хайдеггер предпочитает молчать, а исходный вопрос в духе Хайдеггера необходимо переинтерпретировать как “вопрос к Богу”, “мышление к Богу”.

Религиозное измерение мышления – предмет постоянных дискуссий как сегодня, так и во времена Хайдеггера, который как бы не замечал всей этой литературы – философской и богословской. Он полагал, что теология выходит за рамки “ответа на зов”, и называл ее “онтической”, мышлением о сущем.

Далее Светлана Александровна подробно осветила сюжеты, связанные с темой исследования священного в лекционных курсах раннего Хайдеггера, когда он совершил первый “поворот” от католической теологии к анализу жизненного опыта и раннехристианского опыта.  По мысли Хайдеггера, подход к пониманию религиозного опыта не может быть нейтральным (“религиозное познается религиозным”). Религиозная жизнь выведена из-под власти теоретической установки. Но это не означает отказа от методической строгости мышления, а только отказ от религиозной философии, которая для Хайдеггера была принципиально неприемлема. У религиозного человека нет нужды в опоре на религиозную философию.

Хайдеггер рассматривает раннехристианский опыт как парадигму нового философствования. Фактический жизненный опыт – то, с чего начинается философия. Это принципиальный момент раннего Хайдеггера не был замечен его ближайшими современниками, даже Гуссерлем.

Далее С.А. Коначёва рассмотрела как складывался новый тип философствования на материале более поздних лекционных курсов Хайдеггера (1927 г.), а также как это проявилось в работах позднего периода и, в частности, в фундаментальном труде “Бытие и время”.

Аннотация доклада

Скачать аудиофайл доклада для прослушивания можно здесь.

Фоторепортаж с семинара

С.А. Коначева и С.С. Хоружий

Анатолий Валерьянович Ахутин: комментарии к докладу

Дмитрий Бахтурин (РГГУ)

Алексей Алексеевич Григорьев

Евгений Николаевич Ивахненко

Розалия Моисеевна Рупова

Дмитрий Щукин