10 ноября состоялось очередное заседание семинара. С докладом “Харизматическое движение глазами антрополога” выступил кандидат философских наук Павел Борисович Сержантов.

 

 Открывя семинар С.С.Хоружий отметил, что базовых духовных практик немного, они практикуются в узких сообществах и определяют “чистые типы” человеческой конституции. Тем не менее духовные практики  оказывают воздействие и на более широкие сообщества. В социуме это воздействие мы наблюдаем в виде различных антропологических практик.  В частности, можно выделить группу так называемых “примыкающих практик”.  Отдельные  люди и группы усваивают элементы той или иной духовной практики. Принимая ее цели, они стремятся к ним в посильной для них мере. Однако могут существовать практики, в которых отношение к духовной основе амбивалентное. В таких практиках заимствуются отдельные духовные элементы, но используются иным образом.  Такое отношение нередко проявляется в светской психотерапии, использующей элементы дзена, йоги или практики шаманов для своих терапевтических целей.

С.С. Хоружий также напомнил слушателям, что Павел Борисович Сержантов давно занимается исследованием харизматического движения и различных сект. Он – автор книги “Православие и харизматизм”, посвященной этой теме, книга скоро должна выйти в свет.

 П.Б. Сержантов отметил, что исследование харизматического движения активно ведется на протяжении последних 30 лет. Это новое религиозное движение базируется на мистическом опыте пятидесятников, который харизматы не только переживают, но и передают другим людям. Сегодня насчитывается более 300 миллионов последователей харизматизма по всему миру. Феномен харизматизма заслуживает фундаментального изучения не только по причине массовости, он образует сообщество духовных школ, практик себя. Мистический опыт (нео)пятидесятников включает в себя специфический феномен обращения человека и преобразования его природы, что актуально для антропологических исследований. Однако до сих пор изучение харизматизма велось в русле различных дисциплинарных подходов — социологии, писхологии, истории, религиоведения. Мало кто рассматривает этот феномен в его “целостности” именно как духовную практику, как поэтапное преобразование человека. Это во многом связано с отсутствием методологических инструментов и понятий, описывающих духовную практику как таковую. Синергийная антропология, разрабатывающая концепт духовной практики, является как раз той метадисциплиной, которая позволяет исследовать харизматизм как особое духовное явление в современном обществе.

Отметив неоднородность харизматического движения, докладчик выделил в нем две линии “низкую” — своеобразное религиозное шоу, включающее массовые демонстрации “чудес”, парацелительство; и “высокую”  — ориентированную на последовательное преобразование человека и человеческой природы в более узких группах последователей харизматизма. Последняя линия, по убеждению докладчика, представляет особый интерес для антропологов как специфическая духовная практика.

Реконструируя антропологические основания опыта харизматов, П.Б.Сержантов провел сравнение духовной практики в харизматическом движении (на примере ряда современных групп неопятидестников)  и в исихазме, указав сходство и различие этого опыта в “онтологической” и “онтической” топиках.

Докладчик также рассказал об особенностях существования харизматических элементов в рамках католической и православной традиции и ответил на вопросы слушателей.

Фотогалерея

Дмитрий Щукин и Светлана Григорьевна Колесниченко

 

Евгения Гехт

 

Александр Олексенко