20 февраля состоялось очередное заседание семинара. С докладом на тему “Духовные практики как фактор развития гражданского общества” выступил доктор философских наук О.Д. Агапов (Нижнекамск).

 

Предваряя доклад Сергей Сергеевич Хоружий отметил, что использование идей синергийной антропологии применительно к развитию гражданского общества – это новый поворот в разработках докладчика по социальной философии. Мы знаем, что в этом проблемном поле, сочетающих представление о духовных практиках с социальной тематикой, наиболее популярно направление, разрабатывающее  концепции социальной роли Церкви в современном обществе. Однако, как эта тема разрабатывается, вызывает определенное неудовлетворение, а нередко и протест против тенденций увеличения клерикализма. Синергийна антропология могла бы внести здесь свой вклад в данную тематику, поскольку она ориентируется прежде всего на формы личностного, не иснституционализированного общения, которые являются ключевыми в духовных практиках. В таком случае не возникает опасности сращивания двух бюрократических структур, здесь есть возможность влияния на общество через иные механизмы.

Олег Дмитриевич Агапов во вступлении к докладу подчеркнул, что углубление этой темы необходимо, поскольку на сегодняшний день идея гражданского общества выступает в качестве рамок для диалога между различными социальными группами.  По сути, концепт гражданского общества выступает как образ идеального общественного устройства, нацеленного на создание человекосоразмерной социальной среды. Но разговор о духовных практиках в контексте развития институтов гражданского общества имеет, безусловно, ряд методологических затруднений, не обсудив которые, невозможно выделить позитивный смысл этой темы.

Докладчик сосредоточил свое внимание на двух положениях, которые, по его убеждению, выражают то изменение в понимание социальной реальности, которое вызревало на протяжении всего ХХ столетия и явилось итогом работы социально-философской мысли.

Первое положение связано с характристикой концепта гражданского общества. Новый взгляд на общество характеризует его как такую форму социальной организации, в котрой с опорой на личную инициативу и энергию граждан реализуются основные права и свободы человека. И цель этих инициатив: создание человекосоразмерной среды — сферы достойного существования человека. В этом понимании на первый план выходит учет гетерономии общества, доминирующей роли коммуникативных практик и дискурсов. Здесь социальная философия выступает уже не просто как дискурс о социальном, но, в духе Ю.Хабермаса, как коммуникационная площадка  для диалога различных “стратегий  бытия”.

Второе положение связано с вопросом о возможных способах непрямого и прямого влияния духовных практик на общество и организацию общественной жизни. Над этим размышлял целый ряд социальных философов ХХ столетия. Одним из первых в этом ряду можно назвать М. Вебера, который показал, как американское капиталистическое общество выросло из духа протестанской этики.

В рассмотрении этой проблемы, по убеждению докладчика, синергийная антропология может внести свою лепту. Ведь она дает инструментарий для анализа конституции человека, а следующим шагом ставит вопрос о том, какая социальность вырастает из той или иной антропологической конституции?

Далее докладчик остановился на том, чем оправдано сопоставление духовных практик в исихастской традиции с концептом гражданского общества. Докладчик приходит к выводу о том, что “…у антропологических практик современного человека есть общее поле и задача: созидание условий и форм для проявления человека, личности, вопреки трендам Постчеловека или общества массового потребления, или политкорректности”.

Материалы к семинару

1) О.Д. Агапов. Тезисы доклада.
2) Э.И. Агапова. Материалы по теме “Духовные практики как фактор институализации гражданского общества в России“.