17 июня в Институте философии РАН состоялось очередное заседание семинара ИСА. С докладом на тему “Постнеклассические практики, конвергирующие (трансформативные) технологии и проблемы коммуникации в сложностностях” выступил проф. В.И.Аршинов.

 

Докладчик указал на то, что происходящий на наших глазах мегатехнологический сдвиг в развитии цивилизации стал уже привычным предметом для размышления.  Суть его состоит не столько в появлении новых инфо-, био-, нано- и прочих технологий, сколько в том, что эти технологии, взаимодействуя друг с другом, начинают трансформироваться в сложную метасистемную целостность — в новое психосоциальное пространство человеческого бытия. Ключевым фактором этой «сборки» являются так называемые “конвергентные технологии”, то есть такие технологии, которые опираются на использование научных достижений в различных областях знания. Например, компьютерные чипы, изготавливаемые из биоматериалов, или создание искусственных органов человека и т.п. вещи. В результате появления таких технологий наблюдается общий процесс конвергенции — процесс становления синергийно связанного технологического кластера или NBIC-процесс (по первым буквам технологических областей: N – нано-; B – био-; I- инфо-; C – когно).
Этот конвергентный процесс является не только естественным эволюционным развитием технологий, но и сознательно поддерживаемым, проектным направлением, цель которого формулируется как “улучшение человека”. В этом смысле он смыкается с движением трансгуманизма.

Таким образом конвергентные технологии оказываются — с антропологической точки зрения — трансформативными техниками, ведущими к изменению человека как вида. Огромные риски, связанные с появлением этой технологической новации, очевидны.  Человечество уже имеет отрицательный опыт использования мощных ядерных технологий: оно знает, с какой быстротой распространяется ядерное оружие по планете и сколько усилий нужно приложить, чтобы остановить этот процесс. Поэтому так важно без технофобии и технофилии выработать адекватное отношение к новому феномену и проектам, опирающимся на конвергентные технологии.

Первыми продвигать с энтузиазмом проекты в области конвергентных технологий начали в Америке, но в Европе более скептично относятся к этому новшеству, не доверяя неумеренной пропаганде позитивных эффектов применения новых технологий. Европейцы делают акцент на гуманитарной и социальной стороне проектов и считают, что без философского (онтологического) осмысления процесса в целом невозможно двигаться дальше: мы должны понять, что мы конструируем, и как справляться с новой ситуацией.

Докладчик подчеркнул, что эта ситуация – “вызов” прежде всего философии и гуманитарным наукам, поскольку дальнейшие стратегии будут принципиально зависеть от того, как, на каких основаниях гуманитарное знание будет встроено в новые практики. Эти практики предъявляют новые требования к психике человека, сознанию, оказывают мощное воздействие на формирование иных способов мышления и философского осмысления ситуации. Существует определенный “заказ” на философию, на новый вариант философствования. 

В состоявшейся после доклада дискуссии слушателей волновал вопрос, какие в этом процессе могут быть усмотрены основания для оптимизма? Или человечество, как говорится, «роет себе яму»? Новые технологии соблазняют человека невероятными возможностями, но при этом он платит за них предельными рисками. Как не попасть в эту «технологическую ловушку»? По каким критериям можно расценивать рискованность или успешность осуществляемых проектов, как это различать?
С.С. Хоружий отметил, что одним из таких критериев может стать проявление «воли» человека. Для трансформативной антропологии «волевой дискурс» является ключевым: как встроить в эти процессы волю? какую волю человек являет собой? Слушатели также обратили внимание на две важные в этом дискурсе проблемы: как выстроить неконфронтационные отношения с религией и как избежать расчеловечивания в процессе коммуникации.

Тезисы доклада В.И.Аршинова