15 июня состоялось очередное заседание семинара, на котором С.С. Хоружий выступил с докладом на тему “Что такое синергия“.

 

 

Во вступлении к докладу С.С. Хоружий отметил, что  понятие “синергия” чаще всего ассоциируется с синергетикой — обширной областью исследований в есественных науках, опирающихся на междисциплинарный “синергетический подход”. Казалось, что синергия должна быть основным концептом такого подхода, однако в синергетической литературе собственно понятия “синергии” мы не найдем. Как таковой он в синергетике не вводится, хотя очевидно, что связь этой обасти исследований с синергией не случайна и вполне реальна. Германн Хаккен — основатель науки “синергетики” — с самого начала использовал термин “синергия” в смысле “координации”, “согласованности действий”, но не занимался концептуализацией синергии. Этот термин дал название новой дисциплине, но в дальнейшем, фактически, не разрабатывался и не использовался как особый концепт. Поэтому можно констатировать, что синергия как процесс и феномен присутствует в синергетических исследованиях, но “скрыто”, имплицитно. И задача состоит в том, чтобы выявить и эксплицировать концепт синергии как таковой.

В то же время понятие синергии очень давно и целенаправленно разрабатывалось в сфере восточно-христианской мысли. Здесь мы видим не только богатую историю концептуализации синергии: этот концепт является ключевым при описании православной духовности и православного мировоззрения. Возникает он в восточной патристике и раннехристианской аскетике и имеет специфическую природу. Синергия — один из краеугольных камней богословско-философских учений, базирующихся на аскетическом опыте и представлении о человеческих и божественных энергиях, в отличие от эссенциалистского аристотелевского дискурса, в котором развивалось западное умозрение.

Синергийная антропология – еще одна сфера использования концепта “синергия”. Здесь понятие синергии является прямым продолжением богословской традиции и обощением этого концепта до антропологической парадигмы и гуманитарного метадискурса.

Таким образом «территория синергии», образуемая всеми значениями парадигмы, складывается из трех областей: богословия, антропологии и синергетики. Из всех репрезентаций синергии, по мысли докладчика, наиболее важная роль принадлежит антропологии, сохраняющей преемственность по отношению изначальному богословскому понятию синергии. В антропологии синергия выступает в форме  «онтологического размыкания» человека и рассматривается как универсальная парадигма его конституции. Концепция «антропологического размыкания» — основа новой — неклассической — антропологии, безсубъектной и неэссенциальной.

Далее докладчик более детально сопоставил использование понятия синергии в антропологии и синергетике и выделил ту “общую часть”, где репрезентации синергии в этих областях согласуются между собой. В заключение докладчик подчеркнул, что анализ использования понятия синергии в разных областях знания позволяет сделать вывод об универсальном характере данной парадигмы, эвристический и эпистемологический потенциал которой сегодня далеко не исчерпан.

В дискуссии по докладу выступил доктор философских наук Владимир Иванович Аршинов, который в целом согласился с тезисом докладчика об имплицитности и неразработанности концепта синергии в синергетике.

 Аришинов заметил, что такие попытки были, однако они оказались неубедительными, поскольку пытались это сделать в онтологии природы, что оказалось невозможно. Синергетика родилась на встрече “искусственного” и “естественного”, и чтобы выявить потенциал синергетики необходимо проделать работу, аналогичную той, что проделал фон Фёрстер, когда создавал свою “кибернетику второго порядка”, в которой вводится “наблюдатель”.

Это своеобразная “кибернетика процессов наблюдения”. И если бы нам удалось построить “синергетику процессов наблюдения”, то здесь концепт синергии был бы более эксплицированным. Наблюдатель здесь был бы не фиксирующим, а “конструирующим”. Идея проведения границы, “размыкания границы” – очень эвристична. Но размыкание предполагает некий “жест”, и это жест “распознавания” отличий. Сегодня проблема введения сознания в синергетику остается нерешенной и, безусловно, наиболее важной. Также Владимир Иванович отметил, что разделяет убеждение докладчика относительно того, что эвристический потенциал концепта “синергии” не исчерпан, и синергетика также должна двигаться навстречу антропологическому мета-дискурсу.

Закрывая заверщающий перед летними каникулами семинар, С.С.Хоружий рассказал о предстоящем в Берлине Международном семинаре, посвященном концепции синергии и перспективам ее использования в качестве междисциплинарного мета-дискурса (см. информацию о берлинском семинаре на Берлинского Центра человека).