12 января состоялось первое в новом 2011 году заседание семинара. С докладом “Информационный психоанализ и синергийная антропология: критика идеи автономного человека” выступил кандидат философских наук А.Е. Соловьев.

 

 В начале своего выступления Алексей Евгеньевич Соловьев подчеркнул, что его доклад – это скорее наметки, обозначение контуров проблемного поля, где сталкиваются идеи из различных сфер знания и практической деятельности. Для докладчика — в силу личной истории и базового образования —такими значимыми сферами являются философия, богословие и практическое консультирование, использующее идеи “соционики”. Синергийная антрополгия сформировалась на стыке философии и богословия, а потому интерес к ней со стороны докладчика не случаен. Но как это соотносится с практикой соционического консультирования?

Соционика – область, в которой много концептуально неясного. Она существует уже более 30 лет, имеет достаточно подробно разработаннный инструментарий диагностики психологических типов, позволяющий выстраивать более эффективные взаимодействия между людьми.

Однако в концептуальном плане возможные точки сопрокосновения этой практики с философией и богословием не только не являются предметом анализа, но даже еще пока нигде не обсуждались. Так что данный доклад – это первая попытка прояснить ситуацию и наметить контуры проблемного поля.

Исходный образ, от которого отталкивался докладчик в своем рассуждении, – это образ так называемого “автономного человека”, то есть “замкнутого в себе,  “являющегося законом для самого себя”. В богословском смысле его можно сопоставить с “человеком после грехопадения”, отчужденным не только от божественной благодати, но и от другого человека, от мира и от самого себя.

Подобный “отчужденный человек” противоположен человеку “синергийному”, то есть способному к “открытому” общению с принципиально “другим” в широком смысле этого слова.

Когда мы видим, что общение нарушено, когда люди не понимают ни мир, ни друг друга в силу своих типических особенностей, тогда возникает новая плоскость задач и вопросов, требующих специального гуманитарного осмысления с разичных точек зрения, в том числе философских и богословских.

По убеждению докладчика, соционика, предлагающая человеку инструмент для осознания своего психолгического типа, помогает ему лучше понимать “Других”, то есть восстанавливает гармоничность общения на каком-то определенном уровне. И в этом смысле человек может стать более “открытым” не риторически, а практически, поскольку “знание себя” помогает ему “справиться” со своей психологической природой. Это убеждение опирается на ключевую идею Аушры Аугустинавичюте о дуальности существования человека.

Литовский социолог Аушра Аугустинавичюте, создавшая соционику в начале 70-х годов прошлого века и позже запатентовавшая свое изобретение, опиралась на разработанные Карлом Юнгом психологические типы. Она систематизировала и детально описала параметры и аспекты, доминирующие в том или ином психологическом типе, создав удобный оператор анализа дуального взаимодействия. Идея, лежащая в основе соционики, опирается на представление о психологическом типе как инстанции, “программирующей”  ментальные фукнции человека, и тем самым создающей барьеры для восприятия и понимания информации, необходимой при взаимодействии с “другим” – человеком или объектом. Свободная циркуляция информации в подобных дуальных образованиях, по мысли  Аугустинавичюте, есть залог гармонического развития личности.

Соционика характеризует общение в духе того времени — 60-х-70-х годов прошлого века, на пике интереса к кибернетике и теории информации — как информационный обмен. В этом смысле психологический тип человека  создает барьеры для “свободной циркуляции информации”, делает человека “закрытым”.  Конфликты, возникающие в человеческом общении, часто определяются не плохим или хорошим отношением к чему-то или кому-то, а дефициентностью в восприятии информации о Другом. Подобные конфликты не могут быть разрешены естественно, а требуют специальноого педагогического сопровождения. Такая педагогика может быть построена на основе сознательного отношения к своему природному типу.

В развернувшейся за докладом дискуссии ключевой темой стала соционика и ее концептуальные основания. Так Анатолий Валерьянович Ахутин укзал на то, что из самой концепции соционики не вытекает “внутренней необходимости” в Другом. Соционическая педагогика опирается на идею воспитания толерантности, поликорректного “признания Другого”, разрешения Другому быть самим собой. Но из соционической идеи типологизации не видно, зачем одному типу внутренне необходим другой тип. Возможно, это видно из внешней позиции — того, кто осуществляет соционическое консультирование, но это не означает наличия “внутренней необходимости в Другом” у самого консультруемого. Стремление к личностному развитию не может рождаться в интертипном взаимодействии.

 

 

Сергей Сергеевич Хоружий отметил, что соционика, не претендуя на роль тотальной науки, решает частные задачи: это некоторая терапия определенного уровня. В этом смысле ее стоило бы как раз отделять от сюжетов, затрагивающих целостного человека. В редуцирующей человека модели есть определенная опасность, поскольку подобные модели обычно начинают применяться в целях различных манипуляций. И куда будет развиваться соционика – в сторону углубления своих оснований, либо в сторону повышения своей манипулятивности, операциональности, зависит от конкретных людей ее использующих. Сергей Сергеевич также подчеркнул, что остался непрясненным вопрос о связи этой практики с синергийной антрополгией. В докладе термин “синергия” использовался скорее в обощенном смысле “энергийного взаимодействия”, в то время как синергийная антропология использует этот термин в достаточно определенном значении. Пока в очерченном проблемном поле не удается нащупать ключевой концепт, который помог бы это поле структурировать.

 

 Федор Ефимович Василюк в своем выступлении отметил, что в соционической практике остается также непрясненным вопрос о том, что означает “культивирование” своего типа, его освоения. В заданной соционикой педагогической цели воспитания толерантности отсутствует собственно “вертикаль” духовных задач. Они лежат за гранью соционики. Во многом это зависит от того, как позиционируется фигура ведущего соционическую консультацию.

В целом, — как подчеркнул Федор Ефимович, — опыт подобного обсуждения практик консультирования чрезвычайно ценен. Ведь соционика —  лишь одна из огромного числа тренингов, существующих в настоящее время, и понять, отрефлексировать их основания — актуальная и важная задача.

 

 

 

Фоторепортаж

 

Н.Н. Смирнова и О.А.Богданова

 

Д. Щукин и Ф.Е. Василюк

 

 Д.Щукин

  

Е.Н. Ивахненко

 

О.М.Лобач

 

П.Б.Сержантов и С.Г.Колесниченко