10 ноября состоялось очередное заседание научного семинара. С докладом “Достоевский и Хайдеггер: сопоставительный анализ ‘подпольного человека’ и Dasein” выступил кандидат философских наук А.А.Григорьев.

 

Предваряя выступление докладчика С.С. Хоружий отметил, что в теме сегодняшнего доклада звучат два имени, которые являются главными источниками философского вдохновения для современных исследователей.  Кроме того, тема доклада интригует уже тем, что в ней сошлись два предмета, которые до сих пор рассматривались раздельно, а именно: “Записки из подполья” Достоевского и тема Dasein Хайдеггера. “Записки из подполья” всегда фигурировали как культовое произведение для экзистенциализма, а вот сопоставление его с концепцией Dasein – это серьезный вызов для исследователя.

Выступая, Алексей Алексевич Григорьев, указал на то, что сопоставительный анализ “подпольного человека” и Dasein, имеет благоприятные предпосылки. Во-первых, сопоставление Достоевского и Хайдеггера уже проводилось Л. Шестовом и Голосовкером, так что это сопоставление – релевантно традиции русской философской мысли. А во-вторых, известно, что Хайдеггер читал Достоевского, а Достоевский изучал философские тексты Платона, Канта и Гегеля, так что мы имеем дело с философствующим писателем и поэтизирующим философом.

 Кроме того, по мнению практически всех ведущих исследователей произведений Федора Михайловича, “Записки из подполья” — поворотный момент в творчестве Достоевского. Из этого небольшого произведения проистекают интенции дальнейшего великого Пятикнижия его романов. Открытие подпольного человека – краеугольный камень многих «идеологических» построений его последующих произведений. И если “подпольный человек” через свою способность осозновать “истинность своего бытия” предстает как философствоание, мыслимость трагедии человеческого бытия, то Хайдеггер осуществляет противоположное движение мысли, открывая антропологию Dasein.

Стилистика Достоевского близка стилистике Хайдеггера, также у этих авторов близки и образы бытия. Достоевский художественно представляет и описывает то, что потом Хайдеггер назовет Dasein (при-сутствие или вот-бытие). Траектория движения мысли обоих мыслителей пересекается в понимании бытийного статуса идеи-сознания, но расходятся в запредельной «устремленности к». Для Достоевского — это образ Христа (а не истины). У Хайдеггера же мы находим мрачную решимость,  внимающую зову собственной совести в своем бытии к смерти.

Аннотация доклада   

Фоторепортаж с семинара

 

А.В. Ахутин

 

О. Румянцев (РНИИК)

 

Дмитрий Щукин

 

 

 

Дмитрий Клеопов