20 апреля состоялось очередное заседание семинара. С докладом «”Девять колесниц”: когнитивные искажения как основа типологии буддистских систем» выступил инструктор Международной Дзогчен-общины, переводчик буддистских текстов Игорь Викторович Берхин.

Предваряя доклад С.С. Хоружий отметил, что буддистская тема давно не звучала в семинаре, хотя является существенной,  и благодаря Игорю Викторовичу она получает новое развитие. Важно, что речь в докладе пойдет о буддистской гносеологии, эпистемологии, то есть о проблемах, связанных с парадигмой познания. И это, по мнению С.С. Хоружего, более адекватный подход к изучению буддистской тематики. Традиционно исследователи ставили во главу угла онтологию, метафизические описания, а все прочие разделы рассматривали как подчиненные. Но для буддизма такой подход неадекватен. Обычно исследования ориентировались на образцы западных учений о боге, об онтологии, пытаясь поставить “лобовые вопросы”, и потом разводили руками, поскольку буддизм на такие лобовые вопросы не дает ответов. В буддистской духовности явно прослеживается гносеологический уклон. В иерархии ценностей главный упор делается именно на познании. В частности, в тибетском буддизме центральной является концепция “ригпа”. Это своеобразный аналог декартовского “когито”. И там и тут речь идет о добывании чистого, абсолютно достоверного знания, только, конечно, оно добывается разными способами. И мы надеемся в докладе это будет подробнее рассмотрено.

Докладчик прежде всего отметил, что Будда учил четырем благородным истинам, и в этих истинах есть страдание, у которого есть причина. Будда представил свое учение, опираясь на закон причинно-следственных связей в формулировке: “Когда есть это — есть и то, а когда нет этого, нет и того”. Это не соответствует нашим логическим причинно-следственным связям, то есть, когда что-то порождает нечто другое, а если мы прекращаем первое, прекращает порождаться и второе. И первое, что порождает страдание, есть неведение. И нам нужно преодолеть неведение через знание, и таким образом преодолеть страдание. Это общая канва для всех буддистских учений.

Соответственно, средством преодоления неведения является знание, мудрость, которая взращивается в процессе обучения и медитативно-созерцательной практики. Распространение такого знания по сути является педагогическим процессом, где огромное значение придается индивидуальным способностям ученика. В буддизме разработаны различные типологии учеников, и различным типам учеников соответствуют различные системы практического обучения, называемые «колесницы», что относится к методологии, а не к буддийским школам как социальным институтам.

Наиболее развернутая типология – «девять колесниц» – существует в учении дзогчен (иначе атийога), которое считается в Тибете вершиной всего учения Будды. Колесницы отличаются друг от друга в трех важнейших аспектах: воззрении, методах практики и принципах поведения, чьи различия обусловлены, в частности, когнитивными способностями учеников и характерными для учеников когнитивными искажениями. Поскольку когнитивные искажения трудно преодолеть без глубокой внутренней трансформации индивида, для развития необходимых способностей буддийская педагогика прибегает к тому, что известно как «искусные методы». Известным примером того, как применяются искусные методы, служит притча о мудром отце, который, дабы выманить детей из загоревшегося дома, позвал их ехать на ярмарку вместо того, чтобы пугать их криками о пожаре.

С точки зрения вышестоящих колесниц некоторые методы колесниц нижестоящих являются уловками, а некоторые аспекты их воззрения – заблуждениями. Поэтому, когда вышестоящие колесницы говорят о том, будто последователи колесниц нижестоящих заблуждаются в том-то и том-то, делают такие-то и такие-то ошибки, это не опровержение, но указание на сравнительную ограниченность методов колесниц сообразно ограниченным же способностям индивидов.

Далее докладчик подробно остановился на том, как иерархия колесниц соотносится с когнитивными искажениями индивидов, а также с их когнитивными способностями.

АУДИОЗАПИСЬ СЕМИНАРА