22 апеля в помещении Академии художеств состоялось совместное заседание семинаров ИСА и Академии. С.С. Хоружий выступил с докладом на тему “Визуальный и пространственный опыт в их отношении к духовной практике”.

 

 Докладчик сформулировал несколько принципиальных тезисов.
1. Духовная практика – процесс последовательного самопреобразования человека, направленного к достижению некоторого «высшего духовного состояния», или «Телоса», не принадлежащего горизонту эмпирического существования человека. Телос определяется представлениями соответствующей религии об абсолютном божественном бытии и, реализуя устремленность человека к нему, духовная практика несет в себе чистый квинтэссенциальный опыт своей религии, служа ее духовным ядром.
2. Духовные практики различаются в соответствии с личной/безличной природой их Телоса.
В практиках первого типа, базовый динамический элемент – молитва, ведущий перцептивный дискурс – аудиальный, «горячий» (по Маклюэну).
В практиках второго типа, базовый динамический элемент – образная медитация, ведущий перцептивный дискурс – визуальный, «холодный» (по Маклюэну).
3. Оппозиция, утверждаемая исихастскими учителями, относится непосредственно к сфере квинтэссенциального опыта (Умного Делания), устанавливая, что визуальный опыт не допускается внутрь сферы – не является квинтэссенциальным опытом. Однако, если визуальный опыт входит в состав смежных практик себя, его отношение к квинтэссенциальному опыту априори открыто: он может быть как поддерживающим, так и препятствующим для последнего.
4. Сакральные пространства аналогично соотносятся со сферой квинтэссенциального опыта (обожения в исихазме). При построении сакральных пространств существенна проблема гармонического соподчинения пространственного и квинтэссенциального опыта.

Дискуссия, состоявшаяся после доклада, касалась ключевого вопроса: как соотносятся художественные образы и сфера духовного опыта? Выражают ли художественные образы, и в частности, иконы, опыт постижения духовной реальности? Докладчик сформулировал свою позицию по этому вопросу. По убеждению С.С. Хоружего, визуальные образы не выражают духовную реальность, но лишь помогают  в ее постижении.

 

Аннотация доклада (англ. яз.)