2-9 июля С.С.Хоружий принял участие в заседании семинара, проходившего во Франции в рамках проекта “Основания гуманитарных и социальных наук в России: сети и циркуляция моделей знания с XVIII века по 1920-е годы” . 

 

Семинар организован Центром гуманитарных наук Аквитании (Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine – MSHA), Лабораторией “ЕЕЕ” (Europe Europ?anit? Europ?anisation) Национального агентства научных исследований Франции, Университетом им. Мишеля Монтеня (Бордо-3).

 Главный вдохновитель и координатор семинара – проф. Мариз Денн, директор Научно-исследовательского центра по изучению славянских цивилизаций (Университет им. Мишеля Монтеня, Бордо-3), член научного совета лаборатории “ЕЕЕ” .

Семинар проводится в рамках проекта “Основания гуманитарных и социальных наук в России: сети и циркуляция моделей знания с XVIII века по 1920-е годы” (руководитель – Владимир Берелович, проф. истории русского отделения Университета в Женеве и профессор Высшей школы социальных наук, Франция).

Работа семинара включает взаимный обмен материалами и текстами – результатами научных исследований между российскими и французскими участниками семинара в режиме электронной коммуникации, а также проведение обсуждений ключевых докладов на нескольких рабочих встречах-сессиях в России и Франции.

Постоянные участники семинара с российской стороны:
– Гоготишвили Людмила (Институт философии Российской Академии наук РАН, Москва);
– Хоружий Сергей Сергеевич (Институт философии Российской Академии наук РАН, Москва);
– Козырев Алексей (профессор философии, Московский Государственный университет им. Ломоносова);
– Троицкий Виктор (Библиотека-музей «Дом Лосева», Москва).
Постоянные участники семинара с французской стороны:
– Денн Мариза (Universit? Bordeaux 3, профессор университета, доктор философии);
– Ланн Жан-Клод (PR, Universit? de Lyon 2);
– Ларюэль Франсуа (почетный профессор в Paris X);
– Серс Филипп (философ, эссеист и искусствовед, доктор философии, Facult? Notre-Dame, Coll?ge des Bernardins ? Paris).

На очередную рабочую сессию в июле 2010 также были приглашены:
с российской стороны — Фридман Иосиф (специалист по русской истории, переводчик), Троицкая Тамара, переводчик;
с французской стороны — Тепп Франсуаза (профессор философии, Bordeaux), Ален Роше (EHEP), Надя Щеткина-Роше (кандидат философии, Bordeaux, переводчица-синхронистка), Жан-Ален Нгапу (докторант, переводчик-синхронист); Бригитта Херман (писательница), Арина Кузнецова (переводчица), Катрин Жери (INALCO) и др.

Тема июльской рабочей встречи в Париже, Бордо и Пиренеях

“Дуализм и эгология в рамках конфронтации русской и западных культур:
элементы дифференциации и интеграции”.

Цель обсуждения – проанализировать и осмыслить различные точки зрения на дуализм в понимании человека, провести сравнительный анализ интерпретаций человека в эгологии и персонологии.

С ключевыми докладами для обсуждения выступили проф. С.С. Хоружий и проф. Фр. Ларюэль.

Доклад проф. С.С.Хоружего “Эгология Декарта и (vs.) персонология
восточно-христианской и русской мысли”.

Осевую линию доклада выражает метафора, сформулированная докладчиком: “Как потерять себя из виду”. Речь о человеке сегодня не может вестись на прежних основаниях классической европейской метафизики. По убеждению докладчика: “Предстоит найти новый язык, новые принципы для антропологического дискурса, и современная мысль уже весьма активна в решении встающих проблем. Движимый и направляемый новым опытом, поиск в то же время неизбежно развертывается в освоенном пространстве мировой мысли о человеке, в диалогическом взаимодействии с традицией – или точней, с традициями, ибо рабочее поле мысли расширилось и глобализовалось, все более органично включая не только Запад, но и Восток. И вместе с тем, в этом расширившемся поле не может не служить особою, выделенной областью именно классическая европейская метафизическая традиция – та самая, в которой мы более не можем остаться”.
Основные пункты доклада:
– Человек Аристотеля,
– проблема личности у Боэция,
– Человек Картезия,
– Кантовы Антропотопики.

Доклад проф. Фр. Ларюэля “Человек как родовое существо
и как индивид”.

Осевая линия доклада связана с попыткой докладчика представить “нефилософскую” точку зрения на философские определения “человека”: «Не-философия, не будучи простым отрицанием философии, есть критика ее претензий на достаточно полное определение реальности. Она выдает себя за родовое мышление, которое избавилось от крайностей как всецелостности, так и сингулярности. Человек не есть ни идея на небесах гуманизма, ни индивид, ни сингулярность, но посредник, или медиатор, отказавшийся от медиации. Это скорее не-гуманизм, чем антигуманизм”.
В докладе представлены тезисы, направленные на понимание того, каким образом “не-философия”  снимает принцип “достаточности философии” в определении человека.

После докладов состоялась общая дискуссия . В обсуждении приняли участие как постоянные, так и приглашенные участники семинара. В последующие дни семинар работал в режиме свободных выступлений и диалога. Свои точки зрения на обсуждаемые вопросы представили постоянные участники семинара. Они также обсудили вопросы, касающиеся организации дальнейшей работы семинара, обработки стенограмм выступлений, и сформулировали программу будущей встречи-сессии, которая состоится осенью в Москве.