Синантропшкола
Межвузовская образовательная программа

(грант Департамента семейной и молодежной политики Правительства Москвы)

Сегодня, в век информации и пиара, огромное значение приобретает ориентация в необъятном массиве информации, способность различать достоверные и недостоверные сведения и сообщения. Мы все являемся объектом воздействия различных источников информации, как правило, кем-то ангажированных и соответственно отбирающих информацию по своим внутренним критериям. Устойчивость по отношению к подобным информационным воздействиям возможна, если научиться самостоятельно мыслить. Упование на цензуру – это иллюзия прошлого века, несовместимая с современным свободным информационным обществом. Но чтобы научиться самостоятельно мыслить необходимо опираться на понятия и концепции, систематически проработанные в философских школах и традициях.
Тема русской идентичности, национального пути России, духовных корней и традиций – сегодня, наверное, самая популярная в публичном дискурсе. Но именно эта тема обросла наибольшим количеством спекуляций, мифов и фантазий. Состояние нынешней духовной и культурной ситуации в России можно характеризовать как дезориентацию общественного сознания. Это связано с тем, что эта тема находится на стыке светского и религиозного мировоззрения, а потому отношение к ней полярно. На одном полюсе царствует невежество советского атеизма, отрицающее всякое влияние духовных традиций на историческую судьбу России. На другом — воинствующий традиционализм с архаическим представлением о роли духовности в истории и культуре. И та, и другая позиция игнорирует современные философские и богословские исследования, продолжающие традиции русской философской мысли.
Чтобы разобраться в этой ситуации необходимы специальные образовательные и просветительские программы общегуманитарного профиля, направленные на формирование корпуса культурфилософских понятий, которые позволяли бы самостоятельно анализировать ситуацию, реконструируя ее духовный смысл и содержание.

Проект направлен на создание серии образовательных курсов для студентов московских вузов с целью ознакомления их с современными научными исследованиями в области фундаментальных проблем Человека и формирования у слушателей грамотного мышления, опирающегося на принципы новой гуманитарной методологии.

Первый такой экспериментальный курс прочитан С.С.Хоружим в октябре-декабре 2008 г.

Слушатели: студенты, аспиранты и молодые преподаватели Государственного университета –  Высшей школы экономики (факультеты социологии, психологии, философии, государственного и муниципального управления), Российского государственного гуманитарного университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского государственного университета (факультеты психологии, философии, биологии), Дипломатической Академии МИД РФ (факультет международных отношений), Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодора Шанина, Академии социального управления (факультет управления), Российского института повышения квалификации работников образования,  Московского педагогического государственного университета, Воскресной школы при храме Зосимы и Савватия (Гольяново), православной гимназии “Радонеж”, учебного центра “Генезис”, а также сотрудники ряда научно-исследовательских центров, благотворительных фондов (“Фонда национальной славы России”,  Христианского благотворительного фонда “Старый свет”), предприниматели.

Фото: Александр Кремлёв

 

Тема курса:
“Духовная и культурная традиции в России: современный этап”

 Аннотация курса

Цель курса – выработка культуры мышления и создание сети понятий, на базе которых был бы возможен систематический анализ комплекса проблем культурно-цивилизационной идентичности и исторического пути России. Концепты строятся на базе синергийной антропологии – путем установления связи с антропологической реальностью и горизонтом личного бытия. В центре внимания курса концепты духовной традиции и культурной традиции. Анализ отношений этих традиций есть ключевой фактор в осмыслении историко-культурной реальности в ее динамике. Вопросы о российском самосознании находят ответ в прослеживании истории данного отношения, анализе причин его конфликтного характера.
Вторая, более конкретная цель курса – анализ последних этапов идейно-исторического развития России: начиная с конфликта западников и славянофилов и до настоящего момента. Реконструкция смысловой динамики исторического процесса, выявляя «связи времен», подводит к осмыслению актуальных вопросов трансформации российского социума и российского сознания в период крушения советского строя и в постсоветской России.
Курс рассчитан на слушателей с общегуманитарной базой и не требует профессиональной философской подготовки, но ориентирован на студентов, стремящихся к активной мысли.

ПРОГРАММА КУРСА

32 ак.часа

I. Эпистемологическое введение: культурно-цивилизационный дискурс в антропологической перспективе.
Трансляция как базовый механизм существования. Виды трансляций. Традиция как универсальный аппарат трансляции в социоисторической реальности.
– Антропологические практики, стратегии и проблема отношения антропологического и социоисторического уровней реальности.
– Концепты духовной практики и духовной традиции.
– Традиции социальные, культурные, народные и пр. Антропологическая природа духовной традиции – ее уникальное отличие в ансамбле традиций.
– Взаимосвязи стратегий (традиций): понятия ассоциированной, примыкающей, участной стратегии (традиции).
– Отношение духовной и культурной традиции в его эволюции как ключевая характеристика культурного организма.

II. Восточнохристианский (православный) дискурс: его формирование и строение.
Восточнохристианский и Западнохристианский типы духовности в сопоставлении: трансляция опыта и трансляция учения.
– Генезис православной духовной традиции: проблема идентичной трансляции мета-антропологического опыта.
– Структуры Восточнохристианского дискурса. Парадигма обожения и парадигма сакрализации. 
III. Генезис и развитие конфликта духовной и культурной традиций.
– Рождение Империи: смысловые структуры дела Петра и заложенные в них риски. Судьба духовной традиции в Имперской России.
– Культурная традиция в Имперской России: вестернизация и творческое претворение ее материала в новую культурную органику. Золотой век и феномен русской классики: секреты успеха.
– Конфликт духовной и культурной традиций: генезис, исходная структура и начальные фазы. Бинарная оппозиция «славянофильство – западничество» – первая несовершенная попытка рефлексии конфликта. Учение о соборности и его деформации.
– Конфликтная структура российского сознания: углубление конфликтности и ее проявления в социоисторической реальности. Эскалация поляризации социума и общественного сознания – главный фермент крушения. 
IV. Судьба конфликта духовной и культурной традиций в ХХ веке.
– Исихастское возрождение в России XIX-XX вв. Феномен русского старчества в его социокультурном значении.
– Культура Серебряного века в ее отношении к духовной традиции: поиски синкретического соединения традиций. Религиозно-философское возрождение, метафизика всеединства, имяславие в свете взаимодействия духовной и культурной традиций.
– Пути преодоления конфликта традиций, намеченные в богословии и культуре русской диаспоры. Евразийство, «Парижский спор о Софии», «неопатристика» и «неопаламизм» в свете взаимодействия духовной и культурной традиций. 
V. Большевистский эксперимент и постсоветские перепутья.
– Проблема природы феномена тоталитаризма. Набросок структурно-исторической дескрипции коммунистического тоталитаризма.
– Конец советского режима: проблема сути события – революция, распад, спланированный демонтаж? Патологии постсоветского сознания и реальности в антропологическом освещении.
– Преодоление конфликта духовной и культурной традиций как основа стратегии оздоровления актуальной ситуации.

 

Материалы к курсу

Для слушателей курса были подготовлены три брошюры (препринты), предваряющие курс: 
1. С.С. Хоружий. “От антропологической прагматике к антропологической эвристике” (доклад на семинаре)
2. С.С. Хоружий. “Театр ситуаций” (анализ современной ситуации в философии, России и анализ современных антрополгических процессов)
3. Образовательные программы Института синергийной антропологии (программы, литература),

а также темы эссе для самостоятельной работы.
Лучшим эссе было признана работа студента 3 курса факультета философии ГУ-ВШЭ Алексея Шутова на тему “Что сегодня не мнимо в России”.

Запись лекций С.Хоружего

Аудиофайлы с записью лекций можно скачать и прослушать здесь

Стенограмма обзорной (по всему курсу) лекции  С.С. Хоружего “Эволюция культурно-тсторических форм русского сознания”.