SUMMARY

КОНСТИТУЦИЯ БАЗОВЫХ СТРУКТУР ДЗЕН
И СМЕЖНЫХ БУДДИЙСКИХ ПРАКТИК

Строясь путем последовательного обобщения исихастской антропологии, синергийная антропология на одном из этапов формулирует общую «парадигму духовной практики», охватывающую, в том числе, и дальневосточные практики. Это создает предпосылки для их конкретного анализа в рамках нашего направления, и с начала 2006 г. подобный анализ проводится в совместной работе Е.С.Штейнера и С.С.Хоружего, преимущественно на материале Дзэн.

Принципиальной особенностью восточных практик является не- (или даже анти?)концептуальная природа их дискурса, поэтому начальные стадии анализа посвящаются созданию основ «внешнего участного» дискурса, учитывающего эту специфику. 

Предметом текущих исследований являются  два фундаментальных элемента дискурса Дзэн: Сатори и Дхарма. Цель – разработка для них семантических гнезд и концептуальных комплексов, с ориентацией на концепты и структуры парадигмы духовной практики в синергийной антропологии. Такая разработка, придав точный смысл отправным интуитивным соответствиям Сатори – Телос и Дхарма – синергийная энергия (но не энергия Инобытия!), откроет новый подход к ключевым проблемам об онтологии буддийских практик, а также об их отношении к паттернам бессознательного.

Первые результаты по данной теме представлены в докладе Е.С.Штейнера на научном семинаре, опубликованном в альманахе “Человек.RU”, 2007 (№3).