П.Б. Сержантов. Религиозная реакция на проблему постчеловека

>о докладчике
>стенограмма

Аннотация доклада

Анализ антропологических трендов — одна из задач семинара. По сути, это диагностика современной ситуации, но с определенной точки зрения — антропологической. По мысли С.С. Хоружего, такая диагностика отвечает на вопросы: кто осуществляет те или иные практики, для какого человека они являются самореализацией? Каков облик и конституция такого человека? Об антропологическом тренде  мы говорим тогда, когда та или иная антропологическая практика приобретает все более массовый характер, имеет динамику социального роста. Это  важная характеристика современного общества, соединяющая антропологический и социальный уровни реальности, позволяющая понять, как из происходящих с человеком трансформаций вырастают социальные перемены. Тренд к “постчеловеку” – одна из ключевых особенностей современной ситуации. Вокруг него сосредоточены диаметрально противоположные реакции в обществе со стороны разных социальных групп.

В докладе рассматривается отношение к перспективам существования “постчеловека” со стороны апокалиптического религиозного движения, которое условно можно назвать ”противокодым”.

Подобные перспективы не только обыгрываются в фантастических текстах или становятся проблемой, над которой задумываются антропологи и ученые. Сегодня эти перспективы сформировали новое религиозное движение, численностью порядка 200 тыс. человек. Большая часть его адептов живет в США, Греции, России, на Украине и в Южной Корее. Об акциях этого апокалиптического движения регулярно сообщают СМИ. Примером одной из громких акциий этого движения являются «пензенские затворники», о которых тригода назад сообщали все средства массовой иинформации. 

Однако при обилии публицистических сообщений об этом движении, сколь-нибудь фундаментальных его исследований просто нет. Трудность состоит в том, что это движение не имеет четко выраженных конфессиональных и организационных признаков. Это апокалиптическое движение выступает против компьютерных кодов (товарных штрих-кодов, ИНН, пластиковых карт, вживляемых микрочипов), которые, по их мнению, постепенно превращают человека в киборга – полностью “управляемого” постчеловека, и что жить киборги, как считают адепты этого движения, будут в «глобальном электронном концлагере под управлением антихриста».

Противокодовое движение началось в середине 1970-х гг. в среде протестантов-фундаменталистов (в том числе, апокалиптического пятидесятнического движения), затем оно распространилось на общины разных конфессий и вышло за пределы христианского сообщества. Через апокалиптическое «истинно-православное» (как они себя называют) движение противокодовые идеи попали в православную среду. На этом этапе противокодовый апокалиптизм стал взаимодействовать с элементами исихастской традиции, образовалась еще одна версия практики, примыкающей к исихастской. Противокодовые тексты о богословии имени пытаются найти опору в имяславии, в практике молитвы Иисусовой, в исихастском старчестве.

В докладе делается попытка описать противокодовое движение с религиоведческой позиции и предложить его антропологическую диагностику.