А.Е.Ростовская – Театральная Лаборатория метода “ТОТ”
Практика органичного действия в образовании

>о докладчике
>стенограмма

Театральная Лаборатория метода “ТОТ” – неоднократный участник семинара Института синергийной антропологии – образована в 1994 году, руководитель – Антонина Евгеньевна Ростовская. Лаборатория рассматривает театр как особую антропологическую практику, позволяющую человеку осознать себя и свои возможности действовать в различных ситуациях. В конце 90-х годов исследования Лаборатории “ТОТ” получили свое продолжение в сфере образования, а Антонина Ростовская возглавила “Мастерскую сценического действия в управлении”, созданную при кафедре теории организации и управления Государственного университета управления (ГУУ).

Антонина Ростовская совместно с  Людмилой Лосевой разработали специальный курс “Управленческое мышление в сценической постановке”. В основу курса легли философско-антропологические идеи и концепции театральной ”практики органичного действия” — действия, в котором энергия рационального замысла человека-актера вступает в сложное взаимодействие с энергией и опытом его “чувствующего и движущегося тела”.

По мнению Антонины Ростовской – руководителя Мастерской, одной из основополагающих компетенций, которой должен обладать современный управленец, является креативность, умение принимать нестандартыне решения и быстро действовать в динамично меняющихся ситуациях. В таких услових особое значение приобретают личные качества человека, его умение “выстраивать себя”, сохраняя при этом способность к энергичному “спонтанному” действию. Театральная практика дает опыт такого действования. Студенты, занимающиеся в Мастерской, помимо участия в театральных “тренингах” органичного действия, освоения голоса и тела ( и здесь организаторы занятий во многом следуют принципам театра Ежи Гротовского), выступают также и как режиссеры, выбирая соответствующу драматургию, организуя пространство сценического действия и взаимодействия.

 На семинаре организаторы показали учебные работы студентов Государственного университета управления Михаила Веселинова (V курс ГУУ), Ольги Корнилович (V курс ГУУ) и Анастасии Шепелевой (II курс ГУУ). Программа была подготовлена для участия в Шекспировском фестивале в Великобритании.

Программа мастер-класса

ПРАКТИКА ОРГАНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 Организатор сценического действия


Антонина Ростовская,
автор и ведущая курса
«Управленческое мышление в сценической постановке»,
руководитель «ТОТ» Театральной лаборатории метода

 

 

Участники сценического действия


Людмила Лосева
ведущая курса
«Управленческое мышление в сценической постановке»,
участник  «ТОТ» Театральной лаборатории метода;

 

 

Михаил Веселинов,
студент 5 курса ГУУ,
участник  «ТОТ» Театральной лаборатории метода;

 

 

 
Анастасия Шепелева,
студентка 2 курса ГУУ;

 

 

 

Ольга Корнилович,
студентка 5 курса ГУУ.

 

 

 

СТРУКТУРА СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Часть 1. Постановка  «Творчество Шекспира спасет мир»
(на основе сонета №23 В. Шекспира).

Учись читать любви безмолвной строки –
Для слуха ока надобны уроки.
В. Шекспир

Данная постановка является результатом обучения студентов-управленцев основам
организационной деятельности. Опыт режиссуры позволяет студентам освоить путь
от замысла до реализации построения целого произведения. В результате проделанной
работы студенты осваивают техники само- и со-организации, получают опыт создания
команды и оформляют в действии собственное профессиональное мироотношение.
Продолжительность: 10 мин.

Часть 2. Постановка на основе отрывка из трагедии В. Шекспира «Отелло»

Освоение тела и голоса в действии позволяет управленцам работать с собственными стереотипами
действия, создавать органичные образы и роли, приобретать новые качества коммуникации,
качество восприятия и видения реальных процессов, успешно действовать в ситуации неопределенности.

Акт I. Освоение голоса как ресурса действия

Магическая роль слова в том, что между  «сказать» и «сделать» – нет дистанции:
то, что актером сказывается, то и делается.
Продолжительность: 8 мин.

Акт II. Освоение тела как ресурса действия.

Актерская игра близка к искусству скульптуры. Скульптор отсекает лишнее
с формы, ожидающей воплощения в глубине камня; речь идет не о том, чтобы
форму выдумать, а о том, чтобы её отыскать.
Ежи Гротовский
Продолжительность: 8 мин.    

Акт III. Синтез тела и голоса в действии.

Если бы богатство внутренней жизни было бы огромно, не надо было бы ни грима,
ни костюмов, ни обстановки, нужен был бы творящий человек, от богатства и силы 
мысли которого лилась бы волна захватывающего обаяния и потрясала бы зрителей.
Константин Станиславский 
Продолжительность: 8 мин.

Именно театральная практика в силу хотя бы только одного принципа «здесь и сейчас»
позволяет создать пространство для выстраивания собственной техники построения действия,
что и является качественно новым ресурсом профессионализации управленцев.
Общая продолжительность: 40 мин.