Н.М. Киреева. Учение о двух началах человеческой души в текстах Кумрана и раввинистическом иудаизме и их связь с аскетическими тенденциями в иудаизме эпохи Второго храма

>о докладчике
>стенограмма

 

Предваряя доклад С.С. Хоружий отметил, что в разосланной участниками семинара аннотации, несмотря на ее лаконичность, содержится существенная формула: “еврейская антропология эпохи Второго Храма“. В этой формуле подмечено важное различие храмовой и асктической духовности. Литургический, храмовый человек отличается от человека аскетического. И это чрезвычайно интересно для антропологического анализа.  Он также отметил, что это второй доклад на научном семинаре ИСА, посвященный антропологии иудаизма.   Первый — С.В. Мельник “Специфика антропологии любавического хасидизма” (подробнее – здесь)

 

Известно, что иудаизму была чужда аскетика, однако ряд исследователей считают, что аскетика была не посторонним явлением в иудаизме. Анализ учения о двух началах человеческой души (дурном и добром), содержащегося в кумранских и раввинистических текстах, не только помогает лучше понять еврейскую антропологию эпохи Второго храма (VI в. до н.э. – I в. н.э.), но и позволяет предположить особое влияние этих текстов на формирование целого ряда аскетических практик указанного периода. Например, таких как институт назорейства, практика Талмуд Торы (изучения Закона) и даже, возможно, целибата.

Материалы к докладу

Статья: Киреева Н.М. Аскетизм в раввинистическом иудаизме: целибат Моше и практика Толмуд Торы // Вестник РГГУ, № 10, 2007. Серия “Культорология”. С. 62-78.