П.Б. Сержантов. Харизматическое движение глазами антрополога

>о докладчике
>стенограмма

  

АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

Доклад посвящен исследованию харизматического движения. Эта религиоведческая тама активно разрабатывается последние 30 лет. Сегодня насчитывается более 300 миллионов последователей харизматизма по всему миру. Феномен харизматизма заслуживает фундаментального изучения не только по причине массовости, он образует сообщество духовных школ, практик себя.  Харизматическое движение — новый религиозный феномен в современном обществе — базируется на мистическом опыте пятидесятников, который харизматы не только переживают, но и передают другим людям.

Харизматическое движение неоднородно, есть в нем “низкая линия” (миссионерская область шоу-бизнеса, парамедицинские сеансы целительства), есть и “высокая линия”, она представляет интерес для исследований по антропологии религиозного опыта. Харизматический опыт у сторонников “высокой линии” понимается как последовательная страгетия преобразования человеческой природы. В этой стратегии элементы пятидесятнического опыта могут встраиваться в опыт, характерный для иных духовных традиций (исихастской, францисканской).

Однако до сих пор изучение харизматизма велось в русле различных дисциплинарных подходов — социологии, писхологии, истории, религиоведения. Мало кто рассматривает этот феномен в его “целостности” именно как духовную практику, как поэтапное преобразование человека. Это во многом связано с отсутствием методологических инструментов и понятий, описывающих духовную практику как таковую. Синергийная антропология, разрабатывающая концепт духовной практики, является как раз той метадисциплиной, которая позволяет исследовать харизматизм как особое духовное явление в современном обществе.

В докладе предпринимается попытка реконструкции антропологических оснований опыта харизматов и их сравнения с исихастским опытом, опытом “духовной практики”. Антропологическая динамика в харизматизме начинается с обращения, подобно исихастской динамике, относящейся к онтологической топике. Дальнейшее движение харизмата к мистическому “крещению Святым Духом” принадлежит иной топике – онтической, здесь действуют силы бессознательного, которые воспринимаются как энергии трансцендирования. Попытки объединить исихазм и харизматизм в единую духовную практику относятся к антропологическим стратегиям гибридной топики.

В харизматическом движении антрополог может найти не только опыт, связанный с антропологической формацией “человека безумного” (экстатическую глоссолалию, массовый экзорцизм), но также опыт “человека виртуального” (практика визуализации в харизматическом Движении веры). Не случайно внимание Пьера Адо привлекали харизматические “пробуждения”. В харизматическом опыте антрополог может найти богатый материал для размышлений о том, что происходит с современным человеком