Е.Н. Ивахненко. Аутопоейзис эпистемических объектов в современных обществах знания

>о докладчике
>стенограмма 

В своем вступительном слове к докладу Евгений Николаевич Ивахненко подчеркнул, что речь  идет о современных эффектах гуманитарного и социального порядка. Чтобы о них говорить, не сводя их понимание к привычным шаблонам и схемам мышления, необходимо выработать новый язык и риторику. В частности, докладчик хотел бы уйти от использования термина “обратная связь”, так как он “нагружен” кибернетическими коннотациями. Докладчик выделил два современных направления концептуализации наблюдаемых феноменов — постсоциальные исследования и аутопойезис, каждое из которых имеет своих “гуру”. Его же авторский подход заключается в совмещении этих линий в едином дискурсе.

Характеризуя “ожившие вещи”, Е.Н. Ивахненко подчеркнул, что речь идет об объектах, обладающих способностью к собственному росту, “потребляющих социальное” и непрогнозируемо порождающих новые формы взаимодействия. В классической социологии вещь рассматривалась как товар, инструмент, то есть как “отчужденная сущность”.  В новой концептуализации вещи, она выступает в роли посредника или партнера по взаимодействию.

Вещь дается человеку через знание. Если в традиционной социологии объект всегда представлялся эксперту (”человеку знания”) как “прочитанная книга”, как твердый, устоявшийся набор функциональных, инструментальных свойств и характеристик, приписываемых вещи, то в современном обществе объект знания стал настолько сложным, что познаваемая вещь больше не может представляться как постоянная и неизменная сущность. Для обозначения подобных объектов был предложен термин “эпистемическая вещь”. По определению Х.-И. Райбенгера, эпистемическая вещь – это постоянно разворачивающаяся структура, нетождественная самой себе, в отличие от “технологической вещи” в традиционной социологии.

Современное общество – это “общество знания”. В нем экспоненциально растет число экспертных групп – носителей специализированного знания, которые играют всё большую роль в технологии выработки и принятии решений. Эта роль экспертного сообщества особенно заметна при попытках прогнозировать поведение именно “эпистемических объектов”. Если раньше политики опирались на общие культурные ценности и ясно прочитываемую идентичность, то в сегодняшней ситуации разрыва идентичностей и культурной гетерогенности экспертные знания и системы экспертных оценок практически не имеют альтернативы при обосновании принимаемых решений.

Краткое содержание доклада (.pdf)