А.С. Нариньяни.
E-Homo: новый человек ближайшего будущего

>о докладчике
>стенограмма

 

Человечество вступило в новую фазу эволюции. Еще при жизни сегодняшнего поколения Homo Sapiens првратится в eHomo – новый вид человека, который качественно будет отличаться от нас за счет симбиоза с новой IT-средой. Новый этап цивилизации будет касаться всего человечества и каждого человека – его личности, тела, образа жизни и даже “души”. Внедрение в нас всяких электронных помощников – от “чипов” до нанороботов — приведет к кардинальному реинжениррингу нашего организма. 

 С одной стороны, эти новые технологии создают неограниченные возможности для образования, коммуникации, личного развития человека.  Но с другой — они создают ситуацию растущей зависимости eHomo от ICT-среды (информационно-коммуникативно-технологической). Уже сейчас потерю данных с компьютера можно сравнить с внезапно возникшей инвалидностью: архивы текстов, фотографий, музыки, контактов за многие годы — это серьезная утрата части личности.

Еще один существенный фактор беспокойства — увеличение степени контролируемости всех жизненных факторов человека. Тело, мысли, чувства, контакты, передвижения — все становится “прозрачным” в e-цивилизации.  И тут границы использования технологических достижений в “интересах” личности и общества или “в интересах” некой “третьей стороны” — становятся весьма условными. В этой электронной цивилизации явственно проступают черты антиутопии: eHomo – идеальный объект для любого морально-психологического воздействия.

Нет сомнения, что эта проблема недалекого будущего требует своего продумывания и широкого обсуждения уже сегодня. Как говорили римляне “Кто предупрежден, тот вооружен!”

Вопросы, заданные докладчику можно разделить на две группы.

Один тип вопросов, касался справедливости отнесения нарисованного портрета eHomo к человеку “в целом”. Как справедливо заметил психолог Л.Долгоруцкий, все эти технологии лишь инструменты, используемые человеком. E-Homo – только часть нашей личности, а потому мы можем сознательно использовать эти инструменты. Стратегии могут быть разные вплоть до отказа использования этих технологий, отказа от того комфорта, который они предлагают. В самом деле, такие варианты существуют и сегодня: есть люди, которые принципиально не смотрят телевизор, или бросают город и уезжают жить на природу, в деревню, меняя образ жизни. Однако, как подчеркнул в своем ответе на вопросы докладчик, это не решает проблемы, поскольку такая стратегия – удел единиц, в то время как  эта технология живет как “массовая культура”.

Вторая группа вопросов касалась того, а как же в этой ситуации выстраивать стратегии “защиты” или “сопротивления”? Здесь рецептов не оказалось.

 

Ведущий семинара С.С. Хоружий в заключительном слове сформулировал эту проблему таким образом: “как человек может работать с радикальными антропологическими трендами”? Хоружий отметил, что тема и пафос доклада чрезвычайно близки обсуждаемым в синергийной антропологии проблемам. В частности, последний семинар, который прошел в Новосибирске в декабре прошлого года, был посвящен как раз вопросу радикальных антропологических трендов.