Клеопов Д.А. Нарративная теория антропологического времени и смена парадигм

>стенограмма
>о докладчике

В настоящее время происходит “преодоление метафизики”: на смену (нео)платоническому, сущностному дискурсу в философии и антропологии приходит дискурс энергийный. В то же время на смену оптической парадигме, господствовавшей в науке и метафизике на протяжении почти всего Нового времени, постепенно приходит парадигма нарративная. Ее возникновение неразрывно связано с анализом феномена времени и наших представлений о времени (в качестве базовых используются работы И. Пригожина “Переоткрытие времени” и П. Рикера “Время и рассказ”). Сам по себе факт “неуловимости времени в его сущности” (Рикер) для метафизики является знаменательным – для сущностной метафизики “время не существует или едва существует” (Аристотель). Но именно со временем оказываются связаны такие основополагающие для нового миропонимания концепты и понятия, как возможность, энергия (в понимании С. Хоружего и А. Чернякова): “темпоральные различия суть различия энергийные”. Таким образом, если (нео)платоническому эссенциальному дискурсу соответствовала оптическая парадигма, то энергийному дискурсу соответствует парадигма нарративная. В докладе будет рассмотрена взаимная корреляция времени и сознания (каждое из них является условием возможности существования другого). Также предлагается эвристическое геометрическое представление времени, позволяющее прояснить некоторые проблемы, связанные с восприятием времени. В частности, проводится мысль о том, что антропологическое время c необходимостью событийно, что изначально предполагает активность сознания (как в выделении “событий”, так и в установлении связей между ними) и об адекватности такому пониманию нарративного подхода ко времени. “Собственный логос поступка не definitio, но narration” (А. Черняков).

Публикации автора по темам, близким к докладу, можно прочесть здесь: http://www.chronos.msu.ru/nameindex/kleopov.html