А.В. Ахутин, С.С. Хоружий. Диалоги об опыте. Диалог 2.
«Гегель: опыт как развивающийся процесс»

>стенограмма

АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

Философские системы, в частности, системы Канта и Гегеля рассматриваются А.В.Ахутиным как аналитики опыта человеческого бытия. Всматриваясь в феномен религиозного опыта (как его описывает С. Хоружий), он пытается воспользоваться тем, что увидели в опыте Кант  и Гегель.
Если Кант понимает опыт как замкнутый герменевтический круг взаимообоснования и взаимопрояснения бытия как идеи и бытия как вещи, то для Гегеля опыт – это взаимоиспытание бытия-идеи и бытия-вещи, результатом которого оказывается радикальное изменение как идеи понимания, так и… понятия о “вещественности” (предметности).
Опыт для Гегеля — это не герменевтический круг, а диалектическое движение. Гегелевский опыт — это смысл всемирной истории, понимаемой как «двухтысячелетняя непрерывная работа Духа». На опыте собственного бытия человек научается бытию и самому себе.