16-25 ноября С.С. Хоружий прочитал курс лекций в Университете Сан-Паулу (Бразилия) на тему: “Духовные практики как основание новой антропологии”.

 

Институт психологии Университета Сан-Паулу пригласил С.С. Хоружего прочесть курс лекций по синергийной антропологии на факультете клинической психологии. Слушатели лекций — преподаватели гуманитарных дисциплин Университета, исследователи и психологи-практики, психотерапевты.  Курс читался в рамках программы постдипломного образования.
Организатор курса — профессор Университета Сан-Паулу Джильберто Сафра.

Джильберто Сафра – психаналитик, профессор (Full Professor), преподаватель Института психологии Университета Сан-Паулу и Католического университета Сан-Паулу. В своей практической работе опирается на идеи Дональда В. Виникотта и английскую школу психоанализа. Занимается исследованиями в области психологии религии, разработкой методологии изучения религиозных чувств, связи религии и психотерапии. Работает с текстами русских религиозных мыслителей – таких, как Владимир Соловьев, Ф.М. Достоевсий. Автор многих книг и статей по психологии религии, семейной терапии, психотерапевтической этике. Отдельная серия публикаций посвящена анализу работ Дональда В. Виникотта. В 2006 г. организовал Институт “Соборность” (Instituto Sobornost, сайт Института  -на португ. яз.), целью которого является продвижение комплексных исследований человека в его социо-культурных, психологических и духовных проявлениях, а также разработка методов комплексной психотерапии.

Летом 2010 г. проф. Сафра был гостем Института синергийной антропологии. Результатом творческих контактов стал проект сотрудничества Института синергийной антропологии и Университета Сан-Паулу по  обмену научными разработками в области антропологии. Курс лекций С.С. Хоружего по синергийной антропологии в Университете Сан-Паулу – первый результат этого сотрудничества.

Проф. Дж. Сафра и проф. С.С. Хоружий отвечают на вопросы из аудитории.

 

После лекции

 С.С. Хоружий.
Тематическая разработка курса:
“Духовные практики как основание новой антропологии” (28 а.ч.)

I. Человек современности: недостатки и невозможности классической антропологии
(лекция 1)

II. Восточно-христианская традиция исихазма и его антропология
1. Исихазм как духовная традиция и антропологическая практика (лекция 2)
2. Основные принципы исихастской практики (лекция 3)
    – Энергийная (не эссенциалистская) природа;
    – Предельный (онтологический) характер;
    – Строгий метод (органон)
3. Лествица восхождения (лекция 4)
    – блок: уход;
    – блок: онтологическая инициирующая сила;
    – блок: телос

III. От исихастской антропологии к синергийной антропологии
1. Общая парадигма духовной практики как “размыкание человека” (лекция 5)
2. Суффизм и Дзен  и их базовые антропологические структуры (лекция 6)
3. Антропологическое размыкание как универсальная парадигма конституции человека
(лекция 7)

IV. Прикладные аспекты синергийной антропологии
1. Историческая последовательность антропологических формаций,
или история с точки зрения антропологии (лекция 8)
2. Перспективы Человека: современные тренды, их риски и подходы к управлению трендами
(лекция 9)

С.С. Хоружий. Тематическая разработка курса лекций (на англ. яз)
“Spiritual Practice as a Base of New Anthropology” (.pdf)   

Справка

Университете Сан-Паулу – крупнейший университет Бразилии, где обучаются свыше 55 тыс. студентов. Основан в 1934 г. В состав Университета входят 40 учебно-исследовательских подразделений различного профиля, медицинские учреждения (включая собственную клинику при медцинском факультете), библиотеки и кинотеатр. Университетские кампусы (их одиннадцать) расположены в нескольких городах штата. Четыре самых известных музея Сан-Паулу входят в состав Универстета: Музей современного искусстав, Музей Паулиста, музей археологии и этнографии и Зоологический музей. Старейший факультет Университета — юридический — расположен в центре города в историческом здании.

Институт психологии появился в составе университета в 1970 г. Сегодня в нем обучаются студенты по пяти направлениям: психология обучения, психология личности, клиническая психология, экспериментальная психология, социальная психология и коммуникации. Институт входит в различные программы международного сотрудничества, реализует программы последипломного образования для специалистов-психологов, как исследователей, так и практикующих психотерапевтов. Отделение клинической психологии готовит специалистов, опирающихся в своих разработках на идеи французской (Ж.Лакан) и английской (Дональд В. Виникотт) школ психоанализа, развивая и собственные более широкие, междисциплинарные подходы к психотерапии.