21-25 января С.С. Хоружий прочитал цикл лекций  “Основания правослано-аскетической антропологии” для слушателей Высших миссионерских курсов в Екатеринбурге.

 

Высшие миссионарские курсы при Ново-Тихвинском женском монастыре действуют с 1999 года. Это одно из направлений социальной работы, которую ведет монастырь. Цель этого социального проекта – ознакомить православных людей с основами богословских знаний. Многие выпускники курсов поступают в Свято-Тихоновский институт в Москве для продолжения богословского образования.

В программе обучения – богословские и общегуманитарные дисциплины:
– история Церкви и история Русской Церкви,
– Догматическое и сравнительное богословие, Апологетика, Патрология, Литургика, Сектоведение,
   Иконоведение;
– История России, Философия, Культура речи, Риторика, Церковнославянский язык и др. предметы

Работа ВМК включает в себя проведение и научных исследований, организацию научных конференций, семинаров по различным богословским и гуманитарным темам.

Летом в рамках программы научных семинаров в миссионерском центре ВМК Екатеринбург посетили С.С.Хоружий и П.Б.Сержантов, которые выступили с докладами перед слушателями курсов и преподавателями Уральского государственного университета.
(Об этой поездке подробнее на нашем сайте.) 

По просьбе слушателей и по инициативе о. Игоря Стукова, декана богословско-миссионерского факультета ВМК, С.С.Хоружий вновь посетил Екатеринбург. На этот раз он в качестве преподавателя прочитал курс лекций по основам православно-аскетической антропологии.

С работой Высших Миссионерских Курсов и богословско-миссионерского факультета можно ознакомиться на  сайте ВМКК    (См. также Интервью с о. Игорем Стуковым на сайте Курсов.)

 

 

 

План лекций С.С. Хоружего
“Основания православно-аскетической антропологии”

учебный курс: 20 акад.часов

Введение: Антропология аскезы в контексте православного учения о человеке

I. Догматико-богословские предпосылки аскетической антропологии
Триадология: концепция Личности-Ипостаси, или «теоцентрическая персонологическая парадигма»
Христология: онтологические предпосылки связи человека и Личности
Богословие энергий и концепция обожения

II. Общие структуры и свойства исихастской практики
«Райская Лествица» как иерархия антропологических энергоформ
Органон исихастского опыта
Диада «духовная практика» – «духовная традиция»: аскетическое сообщество
как «мета-биологическая популяция»

III. Антропология начальных ступеней Лествицы
Обращение – метанойя – покаяние
Невидимая брань

IV. Антропология центральных ступеней Лествицы
Исихия как экватор Пути Подвига
Сведение Ума в Сердце
Трезвение и интенциональность. Исихастские техники внимания
в сопоставлении с родственными им
Онтодвижитель: диада Внимание – Молитва 

V. Антропология высших ступеней Лествицы
Синергия как парадигма размыкания человека
Синергетическая генерация иерархии антропологических энергоформ
Феномен Умных чувств. Свет Фаворский и созерцание в неоплатонизме
Претворение времени в исихастском опыте

VI. Дополнительные темы
Исихастская этика: формации Ухода и Возврата
Визуальный опыт и исихастская практика: выяснение отношений
Антропология Достоевского и исихастская антропология: родство и различие

 

Старший преподаватель ВМК Константин Владиленович Корепанов: О лекциях С.С. Хоружего