С.С. Хоружий

ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНО-АСКЕТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Курс прочитан на Богословских курсах при  Саввино-Сторожевском монастыре (Звенигород).

План курса (10 лекций)

Введение: Антропология аскезы в контексте православного учения о человеке

I. Догматико-богословские предпосылки аскетической антропологии ВИДЕО

Триадология: концепция Личности-Ипостаси, или «теоцентрическая персонологическая парадигма»

Христология: онтологические предпосылки связи человека и Личности

Богословие энергий и концепция обожения

II. Общие структуры и свойства исихастской практики ВИДЕО

«Райская Лествица» как иерархия антропологических энергоформ

Органон исихастского опыта

Диада «духовная практика» – «духовная традиция»: аскетическое сообщество как «мета-биологическая популяция»

III. Антропология начальных ступеней Лествицы ВИДЕО

Духовные Врата: Обращение – метанойя – покаяние

Невидимая брань

IV. Антропология центральных ступеней Лествицы ВИДЕО

Исихия как экватор Пути Подвига

Сведение Ума в Сердце

Онтодвижитель: диада Внимание – Молитва. Исихастская непрестанная молитва (Умное Делание)

Трезвение и интенциональность. Исихастские техники внимания в сопоставлении с родственными им

V. Антропология высших ступеней Лествицы

Синергия как парадигма размыкания человека

Синергетическая генерация иерархии антропологических энергоформ

Феномен Умных чувств. Свет Фаворский и созерцание в неоплатонизме

Претворение времени в исихастском опыте

VI. Дополнительные темы

Исихастская этика: формации Ухода и Возврата

Визуальный опыт и исихастская практика: выяснение отношений

Антропология Достоевского и исихастская антропология: родство и различие