ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
С.С. Хоружий
МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ: АВТОХТОННЫЕ КОНЦЕПТЫ И ОПТИКА УМОЗРЕНИЯ
Общая стратегическая цель курса – реконструкция оригинального строя понятий и способа мышления, созданного Восточным христианством – «Восточно-христианского дискурса».
Традиционная оценка Восточно-христианского дискурса исходит из парадигм развития западного мира, из представлений и установок западного менталитета – как из универсальных ориентиров, явно или неявно признающих западную модель единственной нормой и эталоном развития, а все несовпадения с нею расценивая как отклонения от нормы и признаки недоразвитости.
В противоположность этому, в курсе обосновывается тезис о том, что духовный мир Восточного христианства изначально руководствовался установками, отличными от формировавшихся на Западе, а в своей дальнейшей истории стойко их придерживался. Таким образом Восточно-христианский дискурс возникал как воплощение и развитие изначальных установок Восточно-христианского сознания. Суть этих установок – примат определенного рода опыта, а именно: аутентичного опыта соединения со Христом. Этот опыт достигался в преемственно сменявших друг друга формах — таких, как опыт апостолов, затем мучеников, затем аскетов. Как следствие примата этого опыта Восточно-христианский дискурс и учение Православной Церкви складываются как синтез патристики и аскетики.
В курсе рассматриваются этапы формирования Восточно-христианского дискурса в их исторической последовательности. В ходе перехода от этапа к этапу происходило накопление фонда «автохтонных и эндемических» понятий, т.е. понятий, созданных этим дискурсом и только ему присущих.
В качестве ключевых этапов выделяются:
IV век – время возникновения (прото)исихастской аскезы и патристического учения о (Божественной) Личности;
первый синтез дискурса в творениях преп. Максима Исповедника (VII век);
и наконец, второй, паламитский синтез в эпоху византийского Исихастского возрождения (XIV век).
Равное внимание уделяется патристической и аскетической компонентам дискурса. В исследовании понятий последовательно проводится компаративный подход: на всем протяжении истории дискурса, его понятия, строй и способ сопоставляются с двумя постоянными диалогическими партнерами — дискурсом Западного христианства и дискурсом античной мысли, в первую очередь, неоплатонической.
Содержание курса
0. ВВОДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА (2 а.ч. лекция)
Цели и задачи; план работы; первоисточники и другая литература по курсу.
I. ГЕНЕЗИС ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОГО ДИСКУРСА (4 а.ч. лекция + 2 а ч.семинар)
(Период: 1-4 вв.)
1) Истоки Восточно-христианского дискурса, духовные и исторические часть 1
2) Демаркация с Западно-христианским дискурсом:
в концептуальном плане и в историческом плане часть 2
II. КОНСТИТУЦИЯ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОГО ДИСКУРСА (6 часов + 2)
(Период: 4-7 вв.)
1) Греческая классическая патристика часть 1
[Базовые концепты: Ипостась. Усия. Личное бытие-общение]2) Ранняя Восточнохристианская аскетика часть 2
[Базовые концепты: Подвиг. Энкратия. Метанойя. Пентос. Страсть]3) Первый синтез дискурса: Максим Исповедник Аудио: часть 1, часть-2
[Базовые концепты: Перихорисис. Теозис. Анакефалайозис]
III. СИНАЙСКИЙ ИСИХАЗМ И ОРГАНОН АСКЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА (4 часа + 2)
(Период: 7-10 вв.)
1) Исихастский органон
[Базовые концепты: Непсис. Исихия. Внимание – Молитва. Умное Делание] часть 12) Сопоставление с органоном интенционального опыта часть 2
IV. ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКАЯ МЫСЛЬ: ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЭНЕРГЕТИЗМА
(8 часов + 2)
(Период: 13-14 вв.)
1) Историческая основа этапа: Исихастские Споры и Исихастское Возрождение в Византии. часть 1
2) Богословие Божественных энергий и второй синтез дискурса (Паламитский синтез).
[Базовые концепты: Божественная энергия. Синергия. Фаворский свет. Феория. Преображение. Умные чувства] часть 23) Завещание Византии: Антропологическая проблематика, рождаемая Паламитским синтезом. часть 1
V. КРАТКОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: резюмирующее описание православной оптики. часть 1
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М. 1998. 352.
Хоружий С. С. О старом и новом. СПб. 2000. 475.
Хоружий С.С.Опыты из русской духовной традиции. М. 2005. 447.
Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М. 2005. 407.
***
Дополнительно:
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977.
Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М. 1977.
Бычков В.В.Малая история византийской эстетики. Киев 1991.
Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том 1, основоположительный. Этико-богословское исследование. СПб. 1907.
1. Критический обзор важнейшей литературы вопроса. 388.
2. Опыт систематического раскрытия вопроса. XV, 693. 2 изд., с предисл. Сидорова А. И.: М. 1996. XXXII, XV, 693.Иоанн (Зезюлас), митроп. Бытие как общение. М. 2005.
Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж 1926.
Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж 1950. Репр. с предисл. А.И. Сидорова: М. 1996. 449.
Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М. 1994. 383.
Лосский В. Н. По образу и подобию. [Сб. статей]. М. 1995. 197.
Лосский В. Н. Боговидение [Курс лекций]. М. 1995. 125
Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Ред. Писляков В. М. 2000. (Правосл. богосл. библиотека. 2).
Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1982. 360.
Мейендорф Иоанн, прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / Пер. Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П., Лурье В. М. СПб. 1997. 480.
Мейендорф Иоанн, прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000.
Мейендорф Иоанн, прот.Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.
Палама Григорий, св. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М. 1995.
Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж 1931. 240
Флоровский Г. В. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж 1933. 260.
Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М. 1992. 228.
Яннарас Х. Личность и Эрос. М. 2005. 480.
Шпидлик Ф. Духовная традиция Восточного христианства. М. 2000.
Первоисточники:Добротолюбие (в любом издании).
Гр. Нисский. Об устроении Человека. Спб., 1995.
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Что такое «опыт»? Основные трактовки понятия опыта в европейской мысли
Исторические формы аутентично-христианского опытаОтношение христианства к философии: основные установки, их появление и смена
Что такое «догматическое богословие»? существо дискурса и его отличия от философии
Христианское учение о личности: процесс выработки и анализ его базовых понятий
Вселенские Соборы: сущность и назначение феномена собора; важнейшие Соборы и их темы
Каппадокийские Отцы Церкви и их деятельность
Западное учение от личности: главные представители и основные идеи. Определение личности по Боэцию
Основные проблемы христологии и роль христологии в структуре Восточно-Христианского дискурса
Парадигма обращения в античности и христианстве
Концепция Духовных Врат в духовных практиках
Постановка проблемы человека в Восточно-Христианском дискурсе
Аскеза, ее основные элементы и установки
Что такое понятия автохтонные и эндемические? Примеры автохтонных и эндемических понятий Восточно-Христианского дискурса
Общее строение Восточно-Христианского дискурса