Сентябрь, 2009


11
Сен 09

“Даешь новые стандарты образования!», или об инженерах человеческих душ у школьного конвеера

Преемственность образования предполагает, что душевные качества и умственные навыки, необходимые для учебы в школе, сформированы на дошкольной ступени образования. К таковым В. В. Давыдов в своих последних работах причислял, во-первых, способность различать смысловую и операциональную стороны деятельности и, во-вторых,  умение ориентироваться на взрослого как на носителя собственных возможностей ребенка. Т. А. Носова добавляет к этому «умение ребенка различать порожденное в психическом пространстве  и воспринятое им из внешнего мира» и связанную с этим различением  способность «контролировать спонтанность своего поведения, работать в условиях, предлагаемых другим человеком, принимать внешне заданную ситуацию, а не «уходить» в собственные переживания»[2].

Так что с одной стороны, налицо требование весьма интенсивной подготовки ребенка ко включению  в школьный конвейер. Он должен стать восприимчивым к выполнению новых для него типов деятельности: решать предметные задачи,  мыслить предметно, в понятиях, соответствующих осваиваемым областям знания. Дошкольные педагоги должны подвести его к школе способным по звонку переключаться с одного вида пред­метного мышления и деятельности – на другие. Отсюда постоянная сдвижка предшкольной под­го­товки ко все более раннему возрасту: в частности, раннее обучение счету, чтению, письму, иностранным языкам и другим  дошкольным пред­знаниям, облегчающее ребенку его вхождение в школу. И при этом всем известно, в какой зверинец по имени «школа» наше  нежное дитятя попадет: особо жалеть его там будет некому, да и некогда.

Вместе с тем, наблюдаемая в последнее время тенденция к снижению сроков начала дошкольного обучения приводит к тому, что «приобретаемые ребенком знания, умения и навыки рассматриваются исключительно в ракурсе значимости их для последующего обучения в школе, а качества, которые якобы не затребованы системой школьного обучения, – в частности, спонтанность поведения, неинтенциональность, слитность мыслимого и воспринимаемого, эмоциональная вовлеченность, – оказываются заблокированными.  А это негативно сказывается на освоении ребенком других сфер жизни: межличностные отношения, искусство, игра, которая и в школьном возрасте, принимая новые формы, остается одной из важнейших деятельностей ребенка …требуют полноты психической активности, в том числе и «ухода в себя», и субъективного восприятия»[3] и еще более овнутрённого самопереживания. Continue reading →


4
Сен 09

По поводу заседания № 13

13 сентября 2006 г. состоялось 13-е заседание Семинара ИСА, на котором был сделан доклад М.Ю.Реутина «Майстер Экхарт – Григорий Палама (К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма)». Доклад состоялся по просьбе М.Ю.Реутина, который ранее не участвовал в работе Семинара и не был известен его руководителям. В соответствии с правилами Семинара, запись заседания была размещена на сайте ИСА; в дальнейшем, материалы этого заседания были опубликованы, вместе с материалами еще 6 заседаний и, разумеется, с согласия всех докладчиков, в специальном выпуске журнала «Точки – Puncta» (№ 1-4, 2008), подготовленном совместно ИСА и редакцией журнала, по инициативе редакции. Через значительное время после выхода публикации, несколько дней назад, руководители Семинара были информированы о том, что М.Ю.Реутин (отнюдь не обращавшийся к ним с какими-либо претензиями) выступил с протестом по поводу публикации его доклада, разместив данный протест на сайте Bogoslov.ru. Ознакомившись с протестом, мы нашли целесообразным дать на него краткий ответ. Continue reading →