Андрогин – “женомуж” (греч.), мифологическое обоеполое существо, о коем трактуют Платон и ряд мистиков, включая Вл.Соловьева.
Андрогинизм – учение, либо взгляды, признающие существование андрогина.
Антропный – то же что антропологический.
Апофатический и Катафатический – в христианском богословии, два пути рассуждения о Божественном бытии, богословие “отрицательное” и “положительное”. На первом пути, развитом, прежде всего, Псевдо-Ареопагитом (5-6 вв.), Божественное бытие характеризуется посредством отрицания за ним всех конкретных качеств эмпирического бытия (Бог не-видим, не-постижим, не-ограничен и т.п.); на втором же пути выдвигаются положительные характеристики (Бог воплотился во Христе Иисусе, Он причаствуем в Таинствах и молитве и т.д.).
Бифуркация – раздвоение, разветвление.
Гендерный – относящийся к сфере “гендера” (род, пол – лат.), т.е. пола и половых различий, рассматриваемых, однако, не в биологических, а в социальных, исторических и культурных аспектах.
Деконструкция – буквально, “разборка”, современный метод философской критики, введенный Ж.Деррида.
Дескриптивный – описательный (лат.).
Дискурс (от франц., англ. discourse – речь) – одно из ключевых понятий современной мысли, имеющее много общих и частных смыслов и определений. У нас обычно – в самом общем смысле, как процесс означивания, наделения значениями некоторой сферы реальности на базе, в свете какого-либо понятия, верховного начала, определяющего данный конкретный дискурс (восточнохристианский дискурс, дискурс тела и т.п.).
Икономия (от греч. “ойкономиа”, домоустройство) – термин Отцов Церкви, означающий общее устроение реальности или какой-либо ее сферы; на Западе, применяясь суженно, к хозяйственному устроению общества, термин принял форму “экономия”.
Имманентный предикат – внутреннее свойство, лежащее в самой природе предмета.
Имперсоналистский – безличностный, противоположный персоналистскому – личностному, основанному на понятии личности.
Имплицитный – неявный.
Интеллигибельный – умопостигаемый, в противоположность чувственно постигаемому.
Керигма – совокупность главнейших, базовых утверждений христианского благовестия.
Конвергенция – сближение, схождение.
Концепт – понятие, заключающее в себе концепцию: понятие-концепция.
Крипто-антропологический дискурс – скрыто, неявно антропологический
Маргинальный (от лат. marginare – окаймлять) – пребывающий на краю, на периферии, далекий от главного и центрального.
Наррация – повествование, рассказ.
Онтический – относящийся к сфере сущего, конкретно осуществленного бытия – в отличие от бытия как такового.
Онтологический – относящийся к сфере онтологии, философского раздела, трактующего о бытии; по смыслу обычно близко к “бытийный”.
Силлогизм – рассуждение, выстроенное по определенным логическим правилам.
Симулякры – ложные подмены, обманные подобия предметов и явлений.
Телос – конец, а также одновременно цель и смысл (греч. ?????).
Темпоральность – временность, наделенность реальности временным, хронологическим измерением.
Теологема – богословская конструкция.
Холистичный (от англ. whole – целое)- предполагающий рассмотрение соответствующего предмета как целого, единой цельности.
Холотропный – термин современной психологии и медицины, относящийся к средствам, которые оказывают воздействие на все основные области и измерения человеческого существа.
Целокупный – взятый во всем объеме и составе, во всей цельности.
Экзистенциальный – относящийся к сфере экзистенции, человеческого бытия, которое рассматривается как неразложимая цельность, где сплавлены воедино все интеллектуальные и эмоциональные способности человека.
Эксплицировать – выражать в явной и развернутой форме.
Экстериоризовать (от лат. exterus – внешний, наружный) – вынести вовне, наружу, “овнешнить”.
Эпистема – методология познания, свод приемов и правил, образующий определенный цельный способ познания.
Эссенциальный – относящийся к сфере сущности, essentia (лат.).
Эсхатологический – в религиозных системах, относящийся к сфере эсхатологии, или же учения о “последних вещах” (ta eschata, греч.), к которым причисляются, прежде всего, конец мира и “пакибытие”, существование в ином мире.
Anima candida (лат.) – душа наивная, отзыв о Вл.Соловьеве его близкого знакомого, католического епископа Хорватии Штросмайера.
Homo Faber (лат.) – человек-ремесленник.
Mutatis mutandis – с соответствующими изменениями (лат.).
Nexus, нексус – связь, связующее звено, связующий центр, агент, фактор (лат.)