«Мистические духовные практики»

Цикл телевизионных бесед директора института Синергийной Антропологии С.С. Хоружего на ТК «Стрим» (съёмка 2010 года).

В первой беседе даётся вводное пояснение феномену мировых духовных практик и их предназначения. Подробно рассматривается особенности стратегий личного духовного опыта, радикально отличного от опыта обыденного человеческого бытия. В своём изложении существа и структуры духовной практики С.С. Хоружий обращается к рассмотрению конкретной духовной практики Восточного Христианства-исихазма.

Во второй беседе подробно рассмотрены начальные исторические этапы становления христианства в связи с вытекающей из них подвижнической проблематикой – процесса передачи духовного опыта Богообщения. Первый период- с 4 по 7 века- запечатлел опыт анахоретов Египта и Синая. Ими было детально разработано теоретически-практическое учение о первых подготовительных ступенях исихастской практики: дано описание «врат духовных» (или процесса «обращения» подвизающегося) и последующей за ним «невидимой брани» (очистительной борьбы со страстями).

В третьей беседе рассматривается Афонско-Византийский период расцвета исихазма, в течение которого развиваются учения о высших ступенях праксиса – собственно исихии (непрестанной умно-сердечной молитве), а также о феории- созерцании Фаворского света. Неоценимый вклад в оформление органона метода внёс св. Гр. Палама, в результате деятельности которого основные положения исихастского праксиса были закреплены вселенским собором 1351 года.

В четвёртой беседе С.С. Хоружий переходит от конкретного практико-теоретического канона исихазма (Органона) к формулировке структурных универсалий во всём разнообразии духовных практик. Суть этого многообразного класса духовных явлений в мировых религиях заключается в холистском процессе самопреобразования человека на его пути (лествице) к онтологическому трансцедированию. А следовательно, можно вычленить общие структуры всего процесса в целом, присущие каждой конкретной духовной практике и объединяющие их, таким образом, в один феномен. Однако, замечает Хоружий, телос практик, т. е. его высшие и конечные ступени, различаются в каждом конкретном случае радикально и определяются догматикой той конкретной религии, внутри которой они возникли. Именно различие телосов (конечной цели, завершительного смысла практики) и порождает всю палитру существующего духовно-мистического праксиса. Также С.С. Хоружий подробно остановился на теме принципиального отличия духовных практик от психотехник.

Заключительная пятая беседа посвящена ответам на вопросы журналистов ТК «СТРИМ». В частности даётся развёрнутое пояснение к вопросу о сохранении уникальности (идентичности) личности в исихазме при синергийном соединении человека и Бога. Именно этот момент отличает Православную практику от восточных, например, от буддизма. Рассмотрены антропологические практики иудаизма и ислама, а также специфика экспорта восточных практик в западный современный контекст.